Соврененные образовательные технологии в социальной сфере
«ТИП ДЕВИАНТНОFО ПОВЕДЕННЯ, СВЯЗАННЫИ С ГИПЕРСПОСОБНОСТЯМИ, И КРЕАТИВНЫЕ ДЕВНАЦИИ»
Казалось бы, какое отношение к девиантности могут иметь гиперспособности, креативность человека, направленные на созидание, развитие и проявляющиеся в науке, творчестве и других направлениях жизни.
Можно сказать, что вся наша жизнь во всем ее многообразии имеет девиантологическую основу. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в конкретном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе разумно различать позитивную и негативную девиацию.
Мозитиеная дееиация — эяtо inaкoe опіюіоннющееся noeeдeнtie, кoinopoe хотя и nocnpuнmuaenicя многкии как необычное, cnipaнnoe, но е oto ,же npвия n основном те яызыяавоt неодо5рения [2].
Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему—либо или кому- либо, чрезмерное усердие, увлечение чем —либо, обостренное
Ч GTBO Ж£ІЛОGТИ ИЛИ GOЧ ВGТВИЯ, НЛЬТ]Э ЗМ И Т. Д.
Негативная дееиация — те поееденческие отклонения, которые пызыпают у большинстпа людей реакt ию неодобренtія или осу.ждения. Llмeнno эти ootюioпcпuя е большей .мере ti paccмainptinaюm как Эепtіаноtвые.
Но любое проявление девиации — будь оно положительное
или отрицательное — по сути, является противостоянием, бунтом личности против общепринятых норм, ценностей, традиций, социальных образцов, сложившейся системы в целом. А вот итог этого бунта в зависимости от девиантного полюса будет кардинально разным.
Девиантность жизни проявляется в труде, учебе, искусстве и культуре, науке, образовании и воспитании, спорте и дocyre,
общении и семейной жизни и т. п. и имеет множество различных форм проявления: инициативность, трудоголизм и тунеядство; инновации и разгильдяйство; образованность и бескультурье; великие достижения и невежество и хамство; пьянство, алкоголизм, проституция и добропорядочность и милосердие; преступления, агрессия, насилие и доброта, терпимость и альтруизм; коррупция, мошенничество, взяточничество, ложь, маргинальность, социальное неравенство и законопослушность, честность, справедливость, интеллигентность, одиночество, остракизм; экстремизм и эпатаж и юмор и бесшабашность; добро и зло; любовь и ненависть; война и мир. Этот список можно продолжать бесконечно [3].
Еще Э. Дюркгейм отметил «двойственность» девиаций: преступление и «преступление» Сократа, проложившего дopory к морали будущего. Более основательно обратил внимание на
«симметричность» девиаций П. Сорокин. «В то время как один разряд фактов социальной жизни (преступления-наказания) обратил на себя исключительное внимание научной мысли, другой разряд фактов, не менее важных и играющих не меньшую социальную роль, почти совершенно игнорируется тою же научною мыслью. Мы говорим о «подвигах и наградах»
Определенное место истории науки, техники, искусства — первоначальное неприятие великих творений с последующим (чаще всего — слишком поздним для их создателей) признанием, восхищением и почитанием. Все новое всегда воспринимается как аномалия, так как выступает отклонением от нормы (стандарта, шаблона) поведения или мышления. Достаточно часто новый шar вперед воспринимается бунтом против освященного привычкой порядка. И чем сильнее новое
отличается от привычного (обыденного), тем аномальнее оно выглядит [1].
В связи с этим не вызывают удивления высказывания о
связи безумия и гениальности, «патологии» творчества, об изначальной (генетической) отягощенности творческой личности и т. п., наибольшего признания достигшие среди последователей фрейдизма.
Позитивная сторона девиантного поведения выступает механизмом общественного развития, так как существование любой системы, и общества в том числе, это динамическое состояние. А девиации выступают средством обеспечения динамического равновесия системы (сохранения через изменения). Позитивные девиации являются постоянным спутником прогрессивных изменений социальных систем. Творчество, креативность, новаторство — позитивные девиации, обеспечивающие развитие современного социума. Позитивные девиации мотивируют и направляют созидательное поведение личности. Совокупность определенных факторов,
BOЗДeЙCTB ЩИХ Н t ЛИЧНОСТЬ, G ОДНОЙ СТО]ЭОНЫ, MON
способствовать полной реализации ее позитивного творческого потенциала, однако, с другой — на каждом шагу возникают возможные и непредвиденные препятствия, способные нарушить, затормозить или даже порой необратимо подавить развитие столь xpyпкoro образования.
ФПозитивная девиация в данном случае является деятельностью, которая порождает нечто новое, оригинальное, качественно новые материальные и духовные ценности, не ограничиваясь воспроизводством известного (вещей, идей, отношений). Творческая деятельность человека лежит в основе развития, образования ее новых форм существования. Различные виды творчества являются формой социальной
активности, как и различные виды нежелательных для общества проявлений. Их объединяет нестандартность, не шаблонность поступков, выход за пределы нормы, за рамки привычного.
SЭota сложная, диа.іекпіическая, пора,жающая обыдепное сознание спязь не только nopмьі и ано.итіии, но и no.iюcon оіпшзоннющегося попедения tіздапна приплектза хvдо.ж:пикое. Это ti пушкинское «гений и з.іодейсіпео две neщti несопмеспіные», и мvчите.іьные искания Ф. Достоееско•о, доходипшtіе «до последнего предела» и nepcxoдиeшtie «за чepniy», «бeconщtina» и метaния от «еысших munon человека» к челопеку гнусномy «до noc зедней cineneнu», и .тыс зь М. Хиндемита о том, что npecтvплeниe и теорчестео — дее спіороны едино•о npot ecca, и, наконеt , преследоеапшая Т. Манпа .тыс зь — ineopчecmno как преступление. В интереснейшей, незапершенной статье «Проблемы ineopчecmna n проtізпедениях Томаса Мапна» Б. С. Грязное nиcmз. «Лю5ое тnopчecmeo — псегда npecniyn зенtіе, конечно, не е юptiдti ческом смысле этого cлona… Teop чссоtво (npecтvплeниe) как созиданtіе. Хvдожник мо.жет стать си зьнее ootnyщcнno •о ему природой (Богом), но для эotoгo он дол.жен соеершшпь npecmvirieнue npomue прtіроды (Бога), ot. е. оtворчвсоtво оказыеаепіся де.том дьяпольскти… Minaк, ineopчecineo есть боль, спірадание. Teopчecineo… ccotь преступление. Tnopчecnino ecinь дьяео.іьское дело. Tnopчecmno есть героизм». Moc зеднее — ибо, чтобьi решипіься па npecinyn.ienue, mpeПyenicя omnara («героиз.и») [1].
Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступают тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.
Адаптация служит важным элементом механизма сохранения—изменения любой системы, в том числе и общества. Она заключается в приспособлении к среде и «приспособлении» среды. В процессе эволюции совершенствуются способы адаптации. Они становятся более активными по мере усложнения степени организованности системы: от физических к биологическим и от них к социальным. При активном, силовом изменении происходит сверхадаптация человека. Это как сверхборьба за лучшее существование.
Социальная неустроенность, как противоречия между
потребностями индивида и возможностями их удовлетворения,
ЯВЛЯЕТСЯ OGHOBHЫM ИСТОЧНИКОМ СОЦИdЈІЬНОЙ £ІКТИВНОGТИ
поведения. Именно она способствует как позитивной, так и негативной повышенной активности как личности, так и групп людей.
Творчество также является одним из проявлений социальной активности и может выступать средством самоутверждения, разрешения противоречий общественной жизни и конфликтных ситуаций, а также как выражение общественных социальных аномалий. При этом оно нередко понимается как некая трагедийность личности творца.
«Страдание составляет привилегию высших натур… Великий человек имеет великие потребности и стремится удовлетворить их. Великие деяния проистекают толіжо из глубокого страдания души» [1].
Те страсти, которые не нашли выхода в реальной жизни, проживаются в искусстве. А идея в науке является найденным пока лишь в сознании выходом за рамки существующего положения вещей и выражающих ero понятий. В своих
«Автобиографических заметках» А. Эйнштейн отмечает,
«актом отчаянья» является ero теория относительности.
SПo с копам Г.Д. Гачееа, «ote ходы, которые npoделыnaein на уроене аПсіпракции моя оtеорешиvвская .тыс.іь, спязаны с за•поздктии и nepeжиnaнимиti .ноей oteкyщefi .іи чноtі ,жизни,… пишу я, папркиер, о смепах cinpyкmyp o5paзon е ucnioputi лпоtерпшЈры, а решаю ineм про5звиы споем ,жизпи. oнti npocneчunaюin е noeopomax, накіонениах ti акцентах ineopemu ческих nocnipoeний» [1].
И, конечно, творческая деятельность порождает повышенную чувствительность, открытость, ранимость ее субъектов, являясь реакцией на жизненные неурядицы, конфликтность и трагичность жизни.
Еще одним важнейшим стимулом человеческой активности, творчества является осознание смертности. Источник философии, науки, искусства, религии — страх смерти. Все, что делает, творит человек, начиная от поддержания телесной формы (пища, одежда, тепло и т. д.), через более устойчивые формы (деятельность) к ее самым высоким сферам (искусство, наука) направлено на преодоление смерти,
«оставить след в вечности».
С точки зрения Е. Беккера, «из всего, что движет человеком, главным является ужас смерти… Смерть стала настоящей «музой философии» начиная с Греции и кончая Хайдегером и современным экзистенциализмом», да и героизм, прежде всего, — рефлекс ужаса смерти [1].
Полнота Жизни, самореализация в созидании, творчестве
могут служить преодолением страха смерти.
Как заметил великий знаток трагизма и абсурдности бытия Ф. Кафка, «тот, кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни» [1].
ИТИ]ЭИМ О]ЭОКИН СТБЛ ОДНИМ ИЗ П ]ЭВЫХ, КТО П]Э ДЛОЖИЛ
изучать позитивные девиации. В своей работе «Преступление и кара, подвиг и награда», он рассматривает «подвиг» как форму позитивно отклоняющегося поведения, которое вознаграждается со стороны общества с помощью позитивных санкций.
Э. В. Снимщикова считает, что любая девиация обусловлена обществом. Позитивная девиация необходима обществу для ero дальнейшего развития. Без инициаторов общество не будет продолжать свое развитие. Но любое нововведение ограничено общественным мнением, и до тех пор, пока общество не примет ero, оно является бесполезным. Именно поэтому для государства важно создать положительное отношение к деятельности новаторов, настроить людей на позитивную оценку творческих начинаний.
Позитивные отклонения зарождаются в процессе
социализации людей, когда они понимают, что общепринятые
НОЈЗМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ НИХ СЛИШКОМ ЗКИМИ, ОНИ ПОНИМ£ІЮТ, ЧТО
не смогут выразить себя в общепринятых рамках, поэтому они начинают выходить за их приделы и искать себя вовне. Они создают для себя мир шире, чем у всех остальных. Благодаря своему необычному взгляду на вещи, они начинают выделяться. Однако, так как вреда они не приносит, общество относится к ним снисходительно, предпочитая не замечать и не придавать значения их деятельности.
Пpoгpecc человечества невозможен без людей, смотрящих на все немного по-другому, нежели все остальные. Но в контексте современной социальной структуры прогресс невозможен без участия норм социального контроля и отдельных людей, непосредственно ero осуществляющих. Для продвижения чего-то в обществе необходимо закрепить это в
умах людей как норму и таким способом придать девиации вид
общепринятого.
Основными категориями позитивной девиации являются: гений, новатор, изобретатель, святой, альтруист, repoй и клоун. дверей (rpeч. heros). Древние греки называли этим словом
сын 6ora или богини. В древности это был воин, отличавшийся
Х]Э£І ]ЭОСТЬЮ, СИЛОЁі, М Д]ЭОGТЬЮ И ОПЫТНОGТЬЮ; ПOТOМ ЛИ ЦО
полубожеского и получеловеческого происхождения, которое после смерти было обоготворено за оказанные услуги. Как правило, такие repoи были одарены сверхчеловеческими силами.
К настоящему времени понятие «repoй» может трактоваться четырьмя—шестью способами, приведем самые распространенные:
- Человек, совершающии подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности (Герои Великой Отечественной войны, Герои труда).
- Главное действующее лицо литературного произведения (Герой трагедии, Герой романа).
- Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды (Герой нашего времени).
- Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) (Герой дня).
- В теориях некоторых социологов — выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоположность массе).
учений — философско-эстетическое понятие, сформировавшееся в Новое время (16—18 вв.) на основе древних представлении о «гении—духе» (rpeч. букв. «наделяющий»; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего ero личность и судьбу божества, божественного двойника,
хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европейскую риторическую теорию), означающего врожденные (собственно, полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума.
Проявление способностей гения всякий раз индивидуально и неповторимо. Благодаря таким качествам гениально- одаренная личность в искусстве, науке, философии и т. д. начинает выражать свою историческую эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несущественных ее моментов, обстоятельств; отношение гения к ero времени всегда парадоксально, т. к. гений видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.
Сеятой. Понятие святости — сугубо христианское понятие, причем духовная отрешенность здесь связывается с идеей физического страдания: в святости есть что-то
«драматическое». Святой (от лат. sanctus — «сакральный»): абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство из исключительно религиозного понимания святого человека родилось понимание такого человека как образца доброты, честности и понимания. Понятие приобрело более обыденное значение и стало употребляться значительно шире.
Anьmpyиcm — человек, ру‹оводствующийся в своем поведении правилами альтруизма. Альтруизм (франц. altruisme от лат. alter — «другой») — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса, альтруизм
предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.
Клоун. В различных языковых диалектах слово «клоун» имеет абсолютно непохожие значения: например, мужик, деревенщина в латыни («колонус»); болван, дерзослов, шут в Англии; некультурный, болтливый парень в Исландии («клуни»); сорванец в Голландии; дубина, колода в Швеции («клун»); дурак в Дании («клунт»).
Сегодня Icлoyн — это человек, потешающий зрителей своими выходками и кривляньем. Для некоторых людей такое поведение становится образом жизни, именно в таких случаях стоит вспоминать о позитивной девиации.
Мзо5ретатель, •••• *-R Эти два понятия весьма схожи
между собой и зачастую объединяются. Хотелось бы указать, что различие заключается в сфере деятельности: изобретатель — человек, который создаёт новые изобретения, главным образом, технические устройства или методы; а новатор (лат. novator, от novus «новый») — человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи, приемы и т. п., в какой-либо области деятельности.
Все категории позитивной девиации имеют весьма продолжительную историю существования. Все они в большей или меньшей степени подверглись трансформации в течение времени, но все до сих пор существуют и активно используются в нашей повседневной жизни. Безусловно, люди, являющиеся представителями той или иной категории, воспринимаются нашим обществом неоднозначно, но все они выполняют полезные функции. Едва ли кто-то может представить общество без изобретателей, repoeв, клоунов, гениев, новаторов,
альтруистов. Хотя, конечно, зачастую такие люди остаются непонятыми из-за своих особенностей психики и поведения. Их жизнь в обществе с трудом можно назвать гармоничной и адаптивной, что не может не сказаться деструктивно на их
ЛИЧНОСТИ
Результаты исследований подростков с девиантным поведением в ero узком понимании показывают, что многие из них нередко являются более креативными людьми, чем некоторые представители поведенческои нормы [4].
Можно выделить сходные черты креативных и девиантных личностей (рис. 1):
Рис. 1
Ф. Фарли выделяет даже особыи тип личности — «искатель возбуждения»: лица такого типа мoryr, с стороны, достигать высокой степени креативности, но, с другои, — демонстрировать деструктивное и даже криминальное поведение. Подросток-девиант излишне любознателен, он — экспериментатор, в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности [4]. Любое давление на
него может вызвать протестные формы поведения, что часто приводит к дистанцированию и разрыву связей с образовательным учреждением и семьей.
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях, считают особым. Взаимодействие индивида с данным типом девиантного поведения со средой характеризуется как «игнорирование реальности». Способности человека, которые значительно превышают среднестатистические, при данном типе рассматривают как выходящие за рамки обычного, нормального. Речь идет в первую очередь о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. И такое отклонение в сторону гениальности в какой-то из областей часто в обыденной жизни сопровождается девиациями. Человек с «гиперспособностями» нередко оказывается неприспособленным в быту. У него отсутствует способность правильно оценивать и понимать поступки, а также поведение других людей. Он производит впечатление и является наивным и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Нередко такие девианты становятся зависимыми в бытовом плане от близких.
Человек хоть и находится в реальности, но одновременно как бы живет в собственном мире. Для него обычный является малозначимым, несущественным и поэтому он не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, а также принимает любое происходящее событие отрешенно.
Человек с гиперспособностями воспринимает вынужденные контакты как временные, необязательные и незначимые для ero личностного развития.
В обычной жизни ero поступки могут выглядеть чудаковатыми. Например, он может не знать, как оплачивать счета за коммунальные услуги, как пользоваться стиральной машинкой и другими бытовыми приборами. Ero интерес полностью сосредоточен на связанной с ero неординарными способностями деятельности.
S Героиня докумснтті ьного cepиa.га «Ро,жденные е СССР» дenoчка Kainя пояеи.іась на cnein е Btiльпюсе n рvсской свиье. В Z лвоt опа у.же с.была мтіеньким .иyдpet ом. oтneчa за, что v нее нein друзей, а есть moreькo однопланеіпнtіки ti однопланеіпнtіt ьі. В этом .же возрасте закончилось ее npe5ыeaнtie е осы чпой школе. дenoчка nepeнгіa па домашнее обучение, педь ее способности нееоз.ио,жно 5ьъзо не за.ивоtпоtь на фоне cnepcinнtiкon.
В 14 .зcot Эеяо vкn закапчиеа.іа школу экстерпом, tiзvчmia шптіьянский, японскtи, франt vзский ti английскtи язык. Бьiло яспо, voto nnepeдti ее .w6вot шо самое «5зесіпящее будущее», которое otnк любяоt пророчить neha ноги.
К 21 году она у,же успеха проучtіться n yнunepctimeine па ncиxoлo•ическо.и факультеіпе, но бросила уче5у, не су.исп пaйotп е ceбe .жезапие ti hmmьше nЭntu no эіпой coteзe. Рассказыеа за Катя и о соПсіпеенных психолога ческих npo5.ieмax. В 28 .нeт (2012 год) Катя nce еще ,жиnem cмaмoй, занtімаеіпся изученtіем ан•зtиской фило зогии и pa6oinaein оtе.зсЈ›онпьгн onepaтopo.и. Чуда не произошло. .молодая депvшка не смо•за ни зaeecniи насіпоящtіх друзей, ни ecтpemtimь любtімого .ну,жчtіпv, пи npocnio нaйinti cnoe место n ,жtізни. Воз.ио,жно, имснпо поэтому она и сіиаравоtся vПe,жainь от pea зьносіпи n .ииp еообра,жаемый. Катя пишет книги с фаптастtіческими сю,жетами.
Библиографический список:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других
«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 288 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 353 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.
Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Руденко Л.Д. Девиантология: учебное пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.