Современные образователькые
технологии в социальной сфере
«САМОРАЗРУ ШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ»
К основным видам саморазрушающего поведения можно отнести аддиктивное и суицидальное.
Аддиктивное поведение (зависимое поведение)
характеризуется стремлением уйти от реальности и искусственно изменить свое психическое состояние. Это выражается в приеме химических веществ, фиксации на определенных видах деятельности и т. д. Целью этого является избегание психологического дискомфорта, «снятие боли», в первую очередь душевной, успокоиться, снять напряжение,
«улучшить» свое состояние, «раскрасить этот мир красками» и т. д.
Активность аддикта имеет избирательный характер. Он может проявлять недюжинную активность для достижения цели, которая пусть и временно, но принесет ему удовлетворение, вытащит ero из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности).
Аддиктивной личности не интересна традиционная жизнь с ее размеренностью, прогнозируемостью, устоями. В кризисных ситуациях они обретают уверенность в себе, самоуважение, чувство превосходства над другими. Аддикты стремятся к риску, чтобы преодолевать опасности. У них прослеживается так называемый феномен «жажды острых ощущений» (В. А. Петровский).
Б. Ceraл выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (рис. 1).
Рис. l
По мнению Эрика Берна, у человека есть шесть видов голода (рис. 2):
Рис. 2
При аддиктивном типе поведения обостряется каждыи из этих видов голода. Человек стремится снять дискомфорт, неудовлетворенность реальностью посредством той или иной деятельности, так как не находит удовлетворения чувства
«голода» в деиствительности.
Вместе с тем у аддикта формируется скрытый комплекс неполноценности на фоне плохой переносимости сложностеи повседневной жизни и постоянных упреков в неприспособленности. Но, временно возникнув, он оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. Минуя адекватную самооценку, аддикт от заниженной сразу переходит к завышенной. Такое «чувство превосходства над окружающими» выполняет для него функцию психологическои защиты. Оно помогает поддерживать самоуважение.
Под давлением социума аддиктивная личность приспосабливается к внешним условиям и формально выполняет те роли, которые навязывает общество. Внешняя социабельность сопровождается поверхностностью
4
эмоциональных связей и манипулятивным поведением. Для аддикта страшны длительные, стойкие эмоциональные контакты. Так, страх ответственности за возможную cynpyry и детей или страх зависеть от них может служить мотивом поведения «закоренелого холостяка».
Аддиктивную личность характеризует стремление говорить неправду и обвинять других в собственных ошибках и промахах, дабы скрыть собственный «комплекс неполноценности».
Основои аддиктивнои личности является зависимость. Можно выделить признаки зависимости. Для диагностики клинической зависимости у человека достаточно, чтобы из перечисленных признаков для него были характерны хотя бы 5 (рис. 3).
Вместо гармоничного взаимодействия с действительностью человек «бежит» от нее, проявляя
ЅІІТИВНОСТЬ В І£0І£ ОМ -Т О OДHOLt НЅП]Э0ВЛСН ИИ (Ч‹ІCTO
раsрушающем), игнорируя все остальные.
Н. Пезешкиан выделяет четыре вида «бегства» от реальности (рис. 4).
Зависимое поведение и ero объекты могут выступать в роли
«пропуска» в подростковую субкультуру, тем самым выполняя особые функции, важные для подростка. Это проявляется в соответствующей групповой динамике (рис. 5).
Рис. 5
Многочисленные исследования выявили связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фреид, Д. Винникота, М. Балинта, М. Кляин, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять ero базовые потребности [2].
В качестве главного фактора выделяют младенческую травму (до 2-3 лет) (рис. 6).
7
Рис. 6
В своем большинстве родители из благих намерении запрещают себе «баловать» ребенка или пытаются приучить ero к жесткому режиму, не подозревая о своем психотравмирующем воздействии. Однако младенец может переживать дистресс, в котором он не имеет возможность помочь себе. Повторение тяжелои травмирующей ситуации приводит к наруиіению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности [3].
Формируется низкая аффективная толерантность (страх перед любыми аффектами, неспособность переносить их, ожидание неприятностей и ощущение «небезопасности») как одна из особенностей людеи с зависимым поведением. Это проявляется в неумении заботиться о себе и потребности в ком- то или чем-то, что сможет помочь справиться со своими переживаниями.
Следующим фактором формирования зависимого поведения выступают эмоциональные расстройства родителей, как правило, сопровождающиеся алекситимией.
Апекситимия — неспособностью выражать в словах
свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать) [2].
- Ребенок обучается у родителей не говорить о своих переживаниях, подавлять их и даже отрицать само их с ествование.
- людьми. Зависимость при этом выступает в роли ощущения независимости и как способ оказывать влияние на других.
- зависимости отновіений.
- Чтобы определить ведущие причины конкретного случая
- аддиктивного поведения и планировать психолого-соииальную
- — умышленное (намеренное) ливіение себя жизни. Не считается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствия (невменяемые, дети до 5 лет). В данном случае имеет место смерть в результате несчастного случая [1].
- Выделяют основные группы суицидов (рис. 11):
- Э. Дюркгейм выделял самоубииства в зависимости от особенностей социальных связей индивида (рис. 12).
- Самоубийство — весьма сложный, многоаспектный (философскии, социальный, психологический, нравственный,
Ребенок обучается у родителей не говорить о своих переживаниях, подавлять их и даже отрицать само их с ествование.
Еще один семейный фактор — нару ение границ между поколениями и, как следствие, психологическая зависимость членов семьи друг от друга. Что приводит к неоконченной сепарации и отсутствию индивидуализаиии в соответствующий период, а также отсщствию границ и в отношении с другими
людьми. Зависимость при этом выступает в роли ощущения независимости и как способ оказывать влияние на других.
Нндивидуальные особенности играют немаловажную роль в формировании зависимого поведения.
Деформации таких характеристик человека, как бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя, психологический инфантилизм, также способствуют формированию зависимого поведения, а главное — ero развитию. W Созависнмость. Этот термин был предложен в 70-е годы прошлого века для обозначения проблем людей, чьи родственники страдают химической зависимостью. В последние годы этот термин используется более широко. И ero применяют для обозначения эмоциональной зависимости,
зависимости отновіений.
У взрослых людей созависимость возникает, когда устанавливают взаимоотноіиения друг с другом два психологически зависимых человека. В эти отношения каждый
вносит часть того, что ему необходимо для создания психологически завершенной и независимои личности. У них прослеживается симбиотическая связь, так как ни один из них не может чувствовать и действовать независимо от дpyгoro. В результате внимание каждого сосредотачивается на другом или объекте зависимости, а не на самом себе.
В такой семье негласно работают три правила: не говори, не чувствуй, не верь, которые являются защитными системами. Формируются семейные мифы, проекции, анозогнозия (отрицание проблемы), замалчивание, усиливающаяся изоляция и др. Все это приводит к тому, что родственники неосознанно подталкивают аддикта к срывам. Возникает замкнутый круг семейных проблем (рис. 7) [2].
Рис. 7
Созависимость дает иллюзию близости и сплачивает семью в борьбе с объектом зависимости, тем самым удовлетворяя одну из основных семейных функций.
В семье с созависимостью всегда нарушено распределение
ролей и ответственности. Аддикт стремится свалить всю вину на других и не берет не себя ответственность за свои поступки. Эту ответственность за ero жизнь принимают на себя родственники, тем самым оставляя ему лишь ero зависимость.
У членов созависимой семьи происходят изменения,
которые ухудшают их самочувствие. Развивается семейное расстройство (рис. 8).
Рис. 8
Итак, зависимость и созависимости имеют много общего. Основная разница заключается в предмете зависимости (химическое вещество или деятельность и другой человек).
Как зависимость, так и созависимость — длительное, хроническое состояние, которое приводит к страданиям и деформации личности. У созависимых эта деформация вьгражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывают жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности. Жизнь зависимых
И ИХ GO3 tВИСИМЫХ БЛИЗКИХ П]ЗОХОДИТ В GЛОВИЯХ GОЦИdЛЬН Ои
изоляции (общение с собугыльниками нельзя считать полноиенным, а созависимым просто некогда общаться с sr• )
Чтобы определить ведущие причины конкретного случая
аддиктивного поведения и планировать психолого-соииальную
ПОМОЩЬ, НуЖНО COЧBT£tTЬ KOMIПIeKCHЫи И ИНДИВИД БЛЬНЫи
подходе. Связь изучаемых проблем с ранними переживаниями и травмами (предположительно на первом roдy жизни — для пищевых нарушений, и в течение первых 2—3 лет — для химической зависимости) отчасти объясняет особую стойкость зависимого поведения. В то же время опасно говорить о фатальности и неизлечимости зависимостей, особенно в отношении алкоголизма и наркомании. «Вылечить» зависимого человека сложно тем более помимо ero желания, но сам человек вполне может справиться с зависимостью, если признает ее, осознает личную ответственность за позитивные изменение и необходимую помощь.
W Самоубийство, суицид (лат. sui caedere «себя убивать»)
— умышленное (намеренное) ливіение себя жизни. Не считается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствия (невменяемые, дети до 5 лет). В данном случае имеет место смерть в результате несчастного случая [1].
Кажется, нет ничего проще, чем понять, что такое самоубийство. Между тем суицидальное поведение — один из сложнейших социальных феноменов, требующий серьезного отношения и изучения.
SПo данпьtи BO3, е.ж:егодпо е насіпупиешем ееке доброеольпо уходят tiз ,жtізни порядка 1 НО йй0 человек. А cc.ги yчuotыnainь реттьнoe ко.іичестео (с учетом «за наскиропанных» под песчасіпные c.ivчaи, ДТМ, «nponanшtix 5ез necinu» и др.), oto их чис зо eoзpacmaein до 4 мази. челопек n год. Чtісло ,же покvшаешtіхся на сеою ,жизпь — n IN-2й раз Польше.
В настоящее время суицидальное поведение не рассматривают как однозначно патологическое — в большинстве случаев это поведение психически нормального человека. Однако ero можно назвать крайней формой саморазрушительного поведения (наряду с зависимостью от психоактивных веществ).
Структура суицидального поведения (рис. 10):
Мресуицид — период с момента появления суицидальных мыслей до попыток их реализации. При остром пресуициде это могут быть минуты, при хроническом — месяцы, и тогда можно наблюдать все этапы.
Рис. 10
Выделяют основные группы суицидов (рис. 11):
- Желание умереть. Способ обратіггь
- Не бывает споіітаннмм, внимание на свом хотя и вмглядігг проблемы, позвать на
неожмданным. Ему помощь, вести диалог.
предшествует • Это может быть и угнегенное настроение, попытка шаіітажа. депрессия мли просто Смертельный исход — ммслм о смерти, скорее следствие
размышления и роковой случайности пережмвания о смысле
жизнм. Окружающие могут не замечать это состояние
Рис. 11
- Косвенное самоубмйство. Действия, сопровождающиеся
ВЫ СОКОЙ ВЩОЯТНОСТЬЮ
летального исхода (суицидально обусловленное поведенме), рискованная езда на автомобиле, занятмя экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие точкм, употребленме сильных наркотиков, самоизоляция
Э. Дюркгейм выделял самоубииства в зависимости от особенностей социальных связей индивида (рис. 12).
- происходит результате тяжелых
]ЭЫЗНОГЈІбСИЙ
В • в случае лмчнмх •совершается
|
трагедий, ради других
НdЇІ]ЭИМЩ, ЛЮдей или во
смертм близких, имя высокой
- уход от неблагоприятн
ЫХ СИТ dЦИЙ
(конфликтов,
между
ПИ Ч НОСТЬЮ И
окружающей ее средой
ПОТ8]ЭГt
работоспособно сти, несчастной любви
цели
неприемлемых
требований)
Рис. 12
Несомненно, важно точно оценивать степень желаемости смерти при диагностики суицидального поведения.
Рассмотрим это на примере самопорезов бритвои в области
предплечья (рис. 13).
- конечная цель — смерть от кровопотери
- цель — продемонстрировать окружающим намерение умереть
- цель — желание испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери
- самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов» (бредовые соображения)
Рис. 13
На суицидальное поведение оказывает влияние возрастной фактор. Повышение суицидальной готовности можно наблюдать в кризисные периоды жизни, в том числе возрастные. В подростковом возрасте суицидальное поведение носит ситуационно-личностных реакций характер (стремление
избежать стрессовых ситуаций или наказания, а не умереть).
Способствуют суицидальному поведению в этом возрасте отрицательные эмоции: гнев, страх, а также желание наказать себя или других. Часто наблюдаются и другие поведенческие проблемы (прогулы школы, конфликты). Способствуют суицидальному поведению и тревожные, депрессивные
GОСТОЯНИЯ
К ll—14 годам подросток начинает осознавать реальность и необратимость смерти. Значительно чаще среди подростков встречаются попытки самоубийства, а законченные суициды не превышают 1% от общего числа. Основной мотив: крик о помощи, а само поведение носит преимущественно демонстративно-шантажный характер. Не редкость совершение суицидальных попыток на фоне острой аффективной реакции [2].
TO OCHOBH Ю ЈЗОЛЬ В С ЦИДdЈІЬНОМ ПОВСД НИИ ПОД]ЭОСТКОВ
играют межличностные отношения со сверстниками и родителями. По мнению Л. Я. Жезловой, в препубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном —
«сексуальные» и «любовные» [3].
Наибольшее число завершенных суицидов совершается в период от 40 до 65 лет. Чаще самоубийство совершают мужчины. К типичным стрессорам зрелого возраста относят развод, потерю близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, что сопровождается чувством одиночества, утратой возможностей, потерей смысла т. д. Депрессия в этом возрасте связана с чувством усталости, фатальностью и безнадежностью, а безнадежность проявляется в стойком желании умереть [2].
Суицид может быть следствием психических расстройств,
острых или хронических. А. Е. Личко отмечает, что при
С ЦИДБЛЬНОМ ПOB ДeHИИ ПОД]ЭОСТКОВ ЛИШЬ 5 С ЦИДОВ И
попыток связаны с психозами, с психопатиями — 20—30 %, а все остальные — в большей степени с протеканием подросткового кризиса [4].
Выделяют группы суицидогенных факторов, определяющих механизм индивидуального суицидального поведения (рис.14).
- мозговме дисфункции, соматмческііе заболевания, фрустрация, депрессия,безнадежность, неврозм, шизофрения, употтребленме IIAB и т.
- географические, клмматические, погодные и т. д.
- безработица, экономическая нестабильность, экономические кризмсм и т.
- модернмзация, мндустрмализаіція, урбанизацмя, социальная дезорганмзаіція
и т. д.
- пpeiЗaлиpyющиe ценности, «нацмональнмй характер tTp fдмцим, религия,
mass media и т. д.
Рис. 14
Н. В. Конанчук и В. К. Mяrep выделили три основных свойства, характерных для суицидента (рис. 15) [2].
Рис. 15
Самоубийство — весьма сложный, многоаспектный (философскии, социальный, психологический, нравственный,
юридическии, культурныи, медицинский и проч.)
междисциплинарный феномен.
Лишение себя жизни психически здоровым человеком (а таких, как говорилось выше, большинство) в конечном счете есть следствие отсутствия или утраты смысла жизни, результат
«экзистенциального вакуума».
Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои истоки, мотивы, может объясняться социально- психологической дезадаптациеи личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т. п.
Мотивы суицидального поведения отличаются в
зависимости от ситуации (рис. 15).
Рис. 15
Для подростков более характерны мотивы (рис. 16):
- «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»
- например, прием девочкой большой дозы таблеток, чтобы заставить возлюбленного вернуться к ней
- «Вы пожалеете, когда я умру»
Рис. 16
Также примерами мотивирующих факторов являются реакции на сверхсильные чувства стыда или вины, стремление избежать чрезвычайно болезненную ситуацию, действие психоактивных веществ.
Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные сверхценные переживания (индивидуальные
СМЫСЛЫ) . ОНИ МOГУ Н OGИTЬ K£IK СТОЙЧИВО -ЛИЧНОGТНЫЁі, T£IK И
ситуационный характер [2].
Суицидальное поведение человека — тяжелое испытание для окружающих. Этот феномен схож с созависимостью.
Представим обобщенный психологический портрет суицидента. Это человек с низкой самооценкой и высокой потребностью в самореализации, сенситивный, эмпатичный, имеющий сниженную способность переносить боль. Ero отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Ему трудно сделать волевое усилие, скорее есть тенденция уходить от решения проблем.
Библиографический список:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других
«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 288 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Руденко Л.Д. Девиантология: учебное пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
- Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.
М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.