Тема 7. Саморазрушающее поведение

Современные образователькые

технологии в социальной сфере

 

«САМОРАЗРУ ШАЮЩЕЕ  ПОВЕДЕНИЕ»

 

К основным видам саморазрушающего поведения можно отнести аддиктивное и суицидальное.

Аддиктивное   поведение   (зависимое   поведение)

характеризуется стремлением уйти от реальности и искусственно изменить свое психическое состояние. Это выражается в приеме химических веществ, фиксации на определенных видах деятельности и т. д. Целью этого является избегание психологического дискомфорта, «снятие боли», в первую  очередь  душевной,  успокоиться,  снять  напряжение,

«улучшить» свое состояние, «раскрасить этот мир красками» и т. д.

Активность аддикта имеет избирательный характер. Он может проявлять недюжинную активность для достижения цели, которая пусть и временно, но принесет ему удовлетворение, вытащит ero из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности).

Аддиктивной личности не интересна традиционная жизнь с ее размеренностью, прогнозируемостью, устоями. В кризисных ситуациях они обретают уверенность в себе, самоуважение, чувство превосходства над другими. Аддикты стремятся к риску, чтобы преодолевать опасности. У них прослеживается так называемый феномен «жажды острых ощущений» (В. А. Петровский).

Б. Ceraл выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. l

 

По мнению Эрика    Берна,   у человека                                есть                                                шесть                                                видов голода (рис. 2):

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

При аддиктивном типе поведения обостряется каждыи из этих видов голода. Человек стремится снять дискомфорт, неудовлетворенность реальностью посредством той или иной деятельности,  так  как  не находит  удовлетворения  чувства

«голода» в деиствительности.

Вместе с тем у аддикта формируется скрытый комплекс неполноценности на фоне плохой переносимости сложностеи повседневной жизни и постоянных упреков в неприспособленности. Но, временно возникнув, он оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. Минуя адекватную самооценку, аддикт от заниженной сразу переходит к завышенной. Такое «чувство превосходства над окружающими» выполняет для него функцию психологическои защиты. Оно помогает поддерживать самоуважение.

Под давлением социума аддиктивная личность приспосабливается к внешним условиям и формально выполняет те роли, которые навязывает общество. Внешняя социабельность                                     сопровождается                                 поверхностностью

4

 

 

эмоциональных связей и манипулятивным поведением. Для аддикта страшны длительные, стойкие эмоциональные контакты. Так, страх ответственности за возможную cynpyry и детей или страх зависеть от них может служить мотивом поведения «закоренелого холостяка».

Аддиктивную личность характеризует стремление говорить неправду и обвинять других в собственных ошибках и промахах, дабы скрыть собственный «комплекс неполноценности».

Основои аддиктивнои личности является зависимость. Можно выделить признаки зависимости. Для диагностики клинической зависимости у человека достаточно, чтобы из перечисленных признаков для него были характерны хотя бы 5 (рис. 3).

 

Вместо            гармоничного                                взаимодействия                                с действительностью     человек                                «бежит»         от                                нее,                                проявляя

ЅІІТИВНОСТЬ               В          І£0І£ ОМ -Т О          OДHOLt                                          НЅП]Э0ВЛСН ИИ             (Ч‹ІCTO

раsрушающем), игнорируя все остальные.

Н.    Пезешкиан    выделяет                четыре           вида                «бегства»      от реальности (рис. 4).

 

 

Зависимое поведение и ero объекты могут выступать в роли

«пропуска» в подростковую субкультуру, тем самым выполняя особые функции, важные для подростка. Это проявляется в соответствующей групповой динамике (рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5

 

Многочисленные исследования выявили связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фреид, Д. Винникота, М. Балинта, М. Кляин, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять ero базовые потребности [2].

В качестве главного фактора выделяют младенческую травму (до 2-3 лет) (рис. 6).

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

 

В своем большинстве родители из благих намерении запрещают себе «баловать» ребенка или пытаются приучить ero к жесткому режиму, не подозревая о своем психотравмирующем воздействии. Однако младенец может переживать дистресс, в котором он не имеет возможность помочь себе. Повторение тяжелои травмирующей ситуации приводит к наруиіению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности [3].

Формируется низкая аффективная толерантность (страх перед любыми аффектами, неспособность переносить их, ожидание неприятностей и ощущение «небезопасности») как одна из особенностей людеи с зависимым поведением. Это проявляется в неумении заботиться о себе и потребности в ком- то или чем-то, что сможет помочь справиться со своими переживаниями.

 

Следующим фактором формирования зависимого поведения выступают эмоциональные расстройства родителей, как правило, сопровождающиеся алекситимией.

Апекситимия  — неспособностью выражать  в словах

свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать) [2].

Содержание
  1. Ребенок обучается у родителей не говорить о своих переживаниях,  подавлять  их  и даже  отрицать  само  их с  ествование.
  2. людьми. Зависимость при этом выступает в роли ощущения независимости и как способ оказывать влияние на других.
  3. зависимости отновіений.
  4. Чтобы определить ведущие причины конкретного случая
  5. аддиктивного поведения и планировать психолого-соииальную
  6. — умышленное (намеренное) ливіение себя жизни. Не считается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствия (невменяемые, дети до 5 лет). В данном случае имеет место смерть в результате несчастного случая [1].
  7. Выделяют основные группы суицидов (рис. 11):
  8. Э.   Дюркгейм   выделял              самоубииства             в              зависимости               от особенностей социальных связей индивида (рис. 12).
  9. Самоубийство    —   весьма                            сложный,                            многоаспектный (философскии,  социальный,                            психологический, нравственный,

Ребенок обучается у родителей не говорить о своих переживаниях,  подавлять  их  и даже  отрицать  само  их с  ествование.

Еще один семейный фактор — нару ение границ между поколениями и, как следствие, психологическая зависимость членов семьи друг от друга. Что приводит к неоконченной сепарации и отсутствию индивидуализаиии в соответствующий период, а также отсщствию границ и в отношении с другими

людьми. Зависимость при этом выступает в роли ощущения независимости и как способ оказывать влияние на других.

Нндивидуальные особенности играют немаловажную роль в формировании зависимого поведения.

Деформации       таких               характеристик человека,                   как бездуховность,               отсутствие      смысла   жизни,                   неспособность принять           ответственность              за            свою    жизнь                 на           себя, психологический              инфантилизм,  также              способствуют формированию зависимого поведения, а главное — ero развитию. W Созависнмость. Этот термин был предложен        в 70-е годы  прошлого  века для           обозначения   проблем людей,           чьи родственники       страдают                   химической                     зависимостью.            В последние годы этот термин используется более широко. И ero применяют          для                        обозначения    эмоциональной                       зависимости,

зависимости отновіений.

У взрослых людей созависимость возникает, когда устанавливают взаимоотноіиения друг с другом два психологически зависимых человека. В эти отношения каждый

 

вносит часть того, что ему необходимо для создания психологически завершенной и независимои личности. У них прослеживается симбиотическая связь, так как ни один из них не может чувствовать и действовать независимо от дpyгoro. В результате внимание каждого сосредотачивается на другом или объекте зависимости, а не на самом себе.

В такой семье негласно работают три правила: не говори, не чувствуй, не верь, которые являются защитными системами. Формируются семейные мифы, проекции, анозогнозия (отрицание проблемы), замалчивание, усиливающаяся изоляция и др. Все это приводит к тому, что родственники неосознанно подталкивают аддикта к срывам. Возникает замкнутый круг семейных проблем (рис. 7) [2].

 

 

 

 

Рис. 7

 

Созависимость дает иллюзию близости и сплачивает семью в борьбе с объектом зависимости, тем самым удовлетворяя одну из основных семейных функций.

В семье с созависимостью всегда нарушено распределение

ролей и ответственности. Аддикт стремится свалить всю вину на других и не берет не себя ответственность за свои поступки. Эту ответственность за ero жизнь принимают на себя родственники, тем самым оставляя ему лишь ero зависимость.

У  членов  созависимой  семьи  происходят  изменения,

которые ухудшают их самочувствие. Развивается семейное расстройство (рис. 8).

 

 

 

 

 

 

Рис. 8

Итак, зависимость и созависимости имеют много общего. Основная разница заключается в предмете зависимости (химическое вещество или деятельность и другой человек).

 

Как зависимость, так и созависимость — длительное, хроническое состояние, которое приводит к страданиям и деформации личности. У созависимых эта деформация вьгражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывают жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности. Жизнь зависимых

И  ИХ  GO3 tВИСИМЫХ  БЛИЗКИХ  П]ЗОХОДИТ  В   GЛОВИЯХ  GОЦИdЛЬН Ои

изоляции (общение с собугыльниками нельзя считать полноиенным, а созависимым просто некогда общаться с sr•  )

Чтобы определить ведущие причины конкретного случая

ПОМОЩЬ,  НуЖНО  COЧBT£tTЬ  KOMIПIeKCHЫи  И  ИНДИВИД  БЛЬНЫи

подходе. Связь изучаемых проблем с ранними переживаниями и травмами (предположительно на первом roдy жизни — для пищевых нарушений, и в течение первых 2—3 лет — для химической зависимости) отчасти объясняет особую стойкость зависимого поведения. В то же время опасно говорить о фатальности и неизлечимости зависимостей, особенно в отношении алкоголизма и наркомании. «Вылечить» зависимого человека сложно тем более помимо ero желания, но сам человек вполне может справиться с зависимостью, если признает ее, осознает личную ответственность за позитивные изменение и необходимую помощь.

W Самоубийство, суицид (лат. sui caedere «себя убивать»)

— умышленное (намеренное) ливіение себя жизни. Не считается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствия (невменяемые, дети до 5 лет). В данном случае имеет место смерть в результате несчастного случая [1].

 

 

Кажется, нет ничего проще, чем понять, что такое самоубийство. Между тем суицидальное поведение — один из сложнейших социальных феноменов, требующий серьезного отношения и изучения.

SПo данпьtи BO3, е.ж:егодпо е насіпупиешем ееке доброеольпо уходят tiз ,жtізни порядка 1 НО йй0 человек. А cc.ги yчuotыnainь реттьнoe ко.іичестео (с учетом «за наскиропанных» под песчасіпные c.ivчaи, ДТМ, «nponanшtix 5ез necinu» и др.), oto их чис зо eoзpacmaein до 4 мази. челопек n год. Чtісло ,же покvшаешtіхся на сеою ,жизпь n IN-2й раз Польше.

В настоящее время суицидальное поведение не рассматривают как однозначно патологическое — в большинстве случаев это поведение психически нормального человека. Однако ero можно назвать крайней формой саморазрушительного поведения (наряду с зависимостью от психоактивных веществ).

Структура суицидального поведения (рис. 10):

Мресуицид — период с момента появления суицидальных мыслей до попыток их реализации. При остром пресуициде это могут быть минуты, при хроническом — месяцы, и тогда можно наблюдать все этапы.

 

 

 

 

Рис. 10

Выделяют основные группы суицидов (рис. 11):

 

 

 

 

  • Желание умереть. Способ обратіггь
  • Не бывает споіітаннмм, внимание на свом хотя и вмглядігг проблемы, позвать на

неожмданным. Ему                  помощь, вести диалог.

предшествует                        • Это может быть и угнегенное настроение,         попытка шаіітажа. депрессия мли просто                 Смертельный исход — ммслм о смерти,                     скорее следствие

размышления и                           роковой случайности пережмвания о смысле

жизнм. Окружающие могут не замечать это состояние

 

 

 

 

 

 

Рис. 11

  • Косвенное самоубмйство. Действия, сопровождающиеся

ВЫ СОКОЙ ВЩОЯТНОСТЬЮ

летального исхода (суицидально обусловленное поведенме), рискованная езда на автомобиле, занятмя экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие точкм, употребленме сильных наркотиков, самоизоляция

 

 

Э.   Дюркгейм   выделял              самоубииства             в              зависимости               от особенностей социальных связей индивида (рис. 12).

 

 

 

 

 

 

 

 

  • происходит результате тяжелых

]ЭЫЗНОГЈІбСИЙ

В          • в случае лмчнмх         •совершается

     
     
     

 

трагедий,                    ради других

НdЇІ]ЭИМЩ,                   ЛЮдей или во

смертм близких,         имя высокой

  • уход от неблагоприятн

ЫХ СИТ dЦИЙ

(конфликтов,

 

между

ПИ Ч НОСТЬЮ И

окружающей ее средой

ПОТ8]ЭГt

работоспособно сти, несчастной любви

цели

неприемлемых

требований)

 

 

Рис. 12

 

Несомненно, важно точно оценивать степень желаемости смерти при диагностики суицидального поведения.

Рассмотрим это на примере самопорезов бритвои в области

предплечья (рис. 13).

  • конечная цель — смерть от кровопотери
  • цель — продемонстрировать окружающим намерение умереть
  • цель — желание испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери
  • самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов» (бредовые соображения)

Рис. 13

 

На суицидальное поведение оказывает влияние возрастной фактор.       Повышение                    суицидальной                       готовности        можно наблюдать в кризисные периоды жизни, в том числе возрастные. В подростковом       возрасте суицидальное поведение носит ситуационно-личностных        реакций                    характер                    (стремление

избежать стрессовых ситуаций или наказания, а не умереть).

Способствуют суицидальному поведению в этом возрасте отрицательные эмоции: гнев, страх, а также желание наказать себя или других. Часто наблюдаются и другие поведенческие проблемы (прогулы школы, конфликты). Способствуют суицидальному  поведению  и  тревожные,   депрессивные

GОСТОЯНИЯ

 

К ll—14 годам подросток начинает осознавать реальность и необратимость смерти. Значительно чаще среди подростков встречаются попытки самоубийства, а законченные суициды не превышают 1% от общего числа. Основной мотив: крик о помощи, а само поведение носит преимущественно демонстративно-шантажный характер. Не редкость совершение суицидальных попыток на фоне острой аффективной реакции [2].

TO     OCHOBH      Ю ЈЗОЛЬ В С       ЦИДdЈІЬНОМ  ПОВСД  НИИ  ПОД]ЭОСТКОВ

играют межличностные отношения со сверстниками и родителями. По мнению Л. Я. Жезловой, в препубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном —

«сексуальные» и «любовные» [3].

Наибольшее число завершенных суицидов совершается в период от 40 до 65 лет. Чаще самоубийство совершают мужчины. К типичным стрессорам зрелого возраста относят развод, потерю близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, что сопровождается чувством одиночества, утратой возможностей, потерей смысла т. д. Депрессия в этом возрасте связана с чувством усталости, фатальностью и безнадежностью, а безнадежность проявляется в стойком желании умереть [2].

Суицид может быть следствием психических расстройств,

острых   или   хронических.   А.   Е.               Личко                        отмечает,               что    при

С       ЦИДБЛЬНОМ      ПOB  ДeHИИ          ПОД]ЭОСТКОВ ЛИШЬ                    5                                 С                ЦИДОВ И

попыток связаны с психозами, с психопатиями — 20—30 %, а все остальные — в большей степени с протеканием подросткового кризиса [4].

Выделяют группы суицидогенных факторов, определяющих механизм индивидуального суицидального поведения (рис.14).

 

 

  • мозговме дисфункции, соматмческііе заболевания, фрустрация, депрессия,безнадежность, неврозм, шизофрения, употтребленме IIAB и т.
  • географические, клмматические, погодные и т. д.
  • безработица, экономическая нестабильность, экономические кризмсм и т.
  • модернмзация, мндустрмализаіція, урбанизацмя, социальная дезорганмзаіція

и т. д.

 

  • пpeiЗaлиpyющиe ценности, «нацмональнмй характер tTp fдмцим, религия,

mass media и т. д.

Рис. 14

Н. В. Конанчук и В. К. Mяrep выделили три основных свойства, характерных для суицидента (рис. 15) [2].

 

 

Рис. 15

 

Самоубийство    —   весьма                            сложный,                            многоаспектный (философскии,  социальный,                            психологический, нравственный,

 

юридическии,    культурныи,    медицинский    и    проч.)

междисциплинарный феномен.

Лишение себя жизни психически здоровым человеком (а таких, как говорилось выше, большинство) в конечном счете есть следствие отсутствия или утраты смысла жизни, результат

«экзистенциального вакуума».

Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои истоки, мотивы, может объясняться социально- психологической дезадаптациеи личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т. п.

Мотивы   суицидального   поведения   отличаются   в

зависимости от ситуации (рис. 15).

 

 

 

 

Рис. 15

Для подростков более характерны мотивы (рис. 16):

  • «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»
  • например, прием девочкой большой дозы таблеток, чтобы заставить возлюбленного вернуться к ней
  • «Вы пожалеете, когда я умру»

Рис. 16

 

 

Также примерами мотивирующих факторов являются реакции на сверхсильные чувства стыда или вины, стремление избежать чрезвычайно болезненную ситуацию, действие психоактивных веществ.

Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные   сверхценные   переживания   (индивидуальные

СМЫСЛЫ) . ОНИ  МOГУ Н OGИTЬ K£IK  СТОЙЧИВО -ЛИЧНОGТНЫЁі, T£IK И

ситуационный характер [2].

Суицидальное поведение человека — тяжелое испытание для окружающих. Этот феномен схож с созависимостью.

Представим обобщенный психологический портрет суицидента. Это человек с низкой самооценкой и высокой потребностью в самореализации, сенситивный, эмпатичный, имеющий сниженную способность переносить боль. Ero отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Ему трудно сделать волевое усилие, скорее есть тенденция уходить от решения проблем.

 

Библиографический список:

 

  1. Гилинский Я.И.            Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других

«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.

  1. Змановская Е.В.            Девиантология: (психология отклоняющегося      поведения).             М.:                Издательский            центр

«Академия», 2003. 288 с.

  1. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
  2. Менделевич В.Д. Психология               девиантного поведения. Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.

 

  1. Руденко Л.Д.            Девиантология:     учебное            пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
  2. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.

М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.

Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика