Соврененные образовательные технологии в социальной сфере
«ДЕЛИНБВЕНТНОЕ, БРИМИНАЛЬНОЕ И AFPECCHBHOE ПОВЕДЕНИЕ»
Делинквентный тип девиантного поведения характеризуется по способу взаимодействия с реальностью как противоборство с ней.
Депинквентное ловедение — это отклоняющееся поведение, которое в крайних формах представляет уголовно наказуемое действие. Оно относится к разновидности преступного (криминального) поведения человека [2].
Преступность — наиболее изученный и опасный тип девиантного поведения. Наука, которая изучает преступника, ero действия и ero жертву, наказание за деяние, называется криминология. Делинквентное поведение в рамках психологической науки отличают от криминального по тяжести правонарушений и тому, как выражается ero антиобщественный характер.
Все правонарушения можно разделить на проступки и преступления. Проступок не представляет существенной общественной опасности и отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.
К. К. Платонов характеризовал преступников деля их на несколько типов личности (рис. 1):
Рис. 1
В психологии к делинквентам как правило относят лиц со вторым, третьим и пятым типом. В рамках волевого сознательного действия и индивидуально-психологических особенностей у них нарушается или блокируется процесс прогнозирования будущего результата деликта (проступка). Делинквенты совершают противоправное деиствие легкомысленно, как правило, не прогнозируя ero последствии, чаще под влиянием внешних провокаций. У них анализ отрицательных, в том числе и для caмoro человека, последствий тормозится побудительного мотива к делинквентному деиствию [2].
Достаточно часто можно обнаружить связь между
делинквентными поступками и импульсивно-ситуационными или аффектогенными мотивами. Основным побудителем всех человеческих действии являются потребности. При
ИМП ЛЬСИВНО-GИТ dЦИОННЫХ ДeЛИHKBeHTHЫX ПOGT KdXs KdR
правило, у человека обнаруживается внутренний конфликт (наличие неудовлетворенной потребности) с тенденцией к ero разрешению. Такие мотивы человек, как правило, реализует, не планируя ничего заранее, при этом он выбирает неадекватные объекты, цели, способы и программы действий, чтобы удовлетворить актуальную потребность.
ІЈроявляться противоправное поведение может в желании развлечься, хулиганстве, так называемом озорстве.
ЅПодросток «за компанию» мо.жет пылипать воду из окна на проходящих мимо людей, они могут соревноваться n точности попадания. Как бьi в «шутку» может позвонить в правоохранительные органы и сообщить о якобы заминиропании школы или mopronoro центра. «На спор», с цепью обратить на себя внимание, подросток может украсть тепефон unu какую-то другую пещь у учителя.
ІЈроступки могут совершать не только дети и подростки, но и взрослые, и даже пожилые люди.
В основе проступка человека любого возраста лежит психологический инфантилизм. Ero можно определить следующими признаками (рис. 2).
4
CoBpeMeHHьIe o6paзOBaTeльHьIe TexH oлorHH B COIjHóJIbHOñ c§iepe
PHC. 2
.llOCKORCKиx e yзon, нacмonipenшucь 5oeRHKO0, 20C-std pO3ĆOÛDL1O uгp yшeчHW ü n ucnioлelil, KOinopьiй, nO tLX HCC HOCm DC, RDI2.1RдA1 KffK HffCłtlORtiftiü. OHи noдoшлu к мv.ж:чиne, Koinopьiй eьiшвJ tl3 łtlOpгonoгo t eнmpa c noK ynкaмti u caди зcя e дopoгyю иHoмapкv, u nptiнялиcь mpeПoeam ь, чmokьi mom Oitlдmi all ĆCHhc“H II H‘HDHH OF
.иaшиnьi. Hanponiue нaxoдилacь nmiałnKo, •дe inop•ona.iи
oeoщmчи. Mpoдaeet , ynидee, чmo npoиcxoдит, eьiзвa.i noлtit ию. Юнoшeù apecmoemiu нa .нecnte npecinyn.ienия. B oпtóв.ieнuu eHlRcHH.4ocD, 4łno oHH żtpt9N to AHПt6’7ff ‹ïnotMyłnułnH 11, a o mo.11, ЧПU зa .инoгtie npecmynлCHия yгoлoeнaя oтneincninenHoClłlь нacinynaem c vвпtьipнnЭqnпtu .rem, нuKтo HC 3HO.i. ‹n1 y пtnx ‹9 KLIHO
,жe nиKoгo из Kpyniьix гaнгcinepon e тюpьмy нe nocaди.iи!».
Агрессия (лат. aggressio — «нападение»). В настоящее время этот термин употребляют в широком контексте и связывают с негативными эмоциями (гнев), негативными мотивами (стремление навредить), негативными установками (межэтнические предубеждения) и разрушительными деиствиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), которая проявляется в реальном поведении или фантазии с целью подчинить себе других, доминировать над ними [3].
Можно выделить две формы агрессии (рис. 3).
- служит вмживанию и жизненнмм направлена на удовлетворение интересам агрессивного влечение caмoro по
себе
Рис. 3
N Мршнером позитипной агрессии служит актипность, порождаzная честолюбие н, япляется самоутпер,ждение, где нет пражде5ной нотипации, агрессивные npoякзeния смогут бьiть n форме cnopmиnныx состязаний, конкуренции, cmpe wзения к достиженжн, иронии и т. д.
У агрессии как психической реальности можно выделить следующие характеристики (рис. 4).
Рис. 4
Логично, что для общества большую опасность представляет агрессия, направленная вовне. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциапьнои вгрессией и связывают с деиствиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти действия не обязательно незаконные [2]. Агрессия может принимать явные или латентные формы
- КОН ИKTHOGTЬ
- злословие
- давление
- принуждение
- негативное ооенивание
” Грозы
- применение физичестй силы
Рис. 5
7
- уХОД ОТ KOHThKTOB
- безпейетвие с целью
навредить кому-то
- причинение вреда себе
- самоубийство
Проявление агрессивных влечений посредством агрессивных аффектов (в порядке усиления интенсивности и глубины) (рис. 6).
Рис. 6
Прослеживается корреляция агрессивнмх аффектов с их психологической функциеи. Важные функции, которые может выполнять агрессия для человека (рис. 7).
Рис. 7
При этом человек может частично или полностью не осознавать свою агрессию.
Ненависть выступает одним из наиболее интенсивных, а также и сложных агрессивных аффектов. Захваченный ненавистью человек стремится уничтожить объект агрессии.
Вместе с тем ненависть может выступать как нормальная реакция ярости. Ее задача — устранить серьезную опасность. Если же ненависть становится стабильнои характерологическои установкой, говорят о достижении уровня психопатологии характера (рис. 8).
- Ненависть приобретает форму жестких моральных
3dfI}ЮTOB И
агрессивного угверждения собственнътх идеалов. Может проявляться в страстном желании обладать властью,
ПОДЧИ НЯТЬ ИЈІИ
унижать
- Проявляются
GБДИGТСКИ В
HdKЛOH НОСТИ .
Желанме заставить свои объект страдать, чтобы самому
ПО И ТЬ ОТ ЭЧЮГО
удовольствие
Рис. 8
- Стремление уничтожать (убивать) или радикально обесценмвать всек и вся. Может проявляться и в самоубийстве, когда
«Я»
идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение
СТАНОВИТСЯ
единственным способом его устранить
Отношения с объектом ненависти особо ценны для личности arpeccopa. В глубине души он одновременно стремится разрушить ero и сохранить отношения с ним. О. Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, так и над той частью собственного «Я», которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания [3].
Формы агрессии (по степени выраженности) (рис. 9).
Рис. 9
Ведущие признаки агрессивного поведения (рис. 10):
Рис. 10
Агрессивное поведение личности подразумевает любые деиствия с выраженным мотивом доминирования. При этом явно социально-негативную оценку имеют прежде всего те формы, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Такое поведение непременно включает вербальные
или физические действия, которые причиняют боль (насилие). Как правило, оно сопровождается негативными эмоциями aгpeccopa (безразличие, садистическое удовольствие, ярость, злость), у жертвы оно вызывает негативные переживания (страх, унижение). Мотивы такого поведения — разрушить, устранить, использовать, навредить. Оно поддерживается установками, которые подтверждают правильность подобного поведения на когнитивном уровне (мифы, предрассудки, убеждения).
Насилие физическое, эмоциональное или сексуальное, как следствие агрессивного поведения, очевидно является наиболее серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.
Агрессивность человека (склонность к агрессивному
поведению) существенно определяют особенности индивидуального развития. В ero формировании принимают участие многие факторы, в первую очередь такие, как возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.
Демонстрация агрессии детьми в самом раннем возрасте (рис. 11):
Рис. 11
Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже
поглощать несъедобное. Эти действия совершаются «без разбора» — импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ) [3].
От эмоционального климата в семье существенно зависит поведение дошкольника дома, а зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя становится детская группа. Если окружающие испытывают агрессию, а тем более проявляют ее, с большой вероятностью дети будут воспроизводить ее.
Когда потребности ребенка в безопасности и любви не удовлетворяются, у него появляются многочисленные страхи. Ребенок прибегает к защитно—агрессивному поведению, стремясь с ними справиться, или направляет агрессию на caмoro себя (саморазрушительные фантазии, робость, идеи самонаказания). Таким образом детская агрессивность — обратная сторона беззащитности.
В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам («выбранной жертве»)
— насмешки, давление, ругательства, драки. Негативная реакция
учителей и родителей зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, ero авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социаль но одобряемые формы поведения [3].
На фоне крушения авторитета взрослых и формирования зависимости от группы сверстников проявляется особенность агрессивного поведения подросткового возраста. В этот период
агрессия равнозначна стремлению «быть или казаться Семейные факторы, влияющие на агрессивное поведение
ребенка (рис. 12).
Рис. 12
Чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей гиперопекающие родители (применяют краине суровые наказания, используют чрезмерныи контроль) и гипоопекающие (не контролируют занятия своих детей). Агрессия отца по отношению к матери (в некоторых случаях матери по отношению к отцу), которая выражается в физическом насилии или явном моральном унижении, оказывает вмраженное негативное влияние на ребенка.
Еще одно доказательство в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения — тот факт, что у детей, которых воспитывали в детских учреждениях, доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). Однако не все дети, лишенные необходимои родительскои заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейнои депривации может быть
замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход во многом зависит от степени депривации, возраста ребенка, ero конституциональных особенностей и других обстоятельств).
Агрессивное поведение — обычное явление для детского и подросткового возраста, но для развития личности опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда благодаря насилию ребенок получает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у него с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к противоположному эффекту [3].
У взрослых людей проявления агрессивного поведения определяются преимущественно индивидуальными особенностями и поэтому более разнообразны (рис. 13):
Рис. 13
Убежденность человека в том, что он единовластный хозяин своеи судьбы (а иногда и судеб других людей) играет важную роль в поддержании склонности к насилию, а также ero положительное отношение к агрессии как к полезному или нормальному явлению [2].
Людей, которые проявляют агрессию либо краине часто, либо в ее краиних формах, относят к категории экстремистов.
Гендерные различия в агрессивном поведении (рис. 14):
Рис. 14
Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности является одним из наиболее дискутируемых вопросов. Учитывая тот факт, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за агрессиеи, можно говорить о негативном влиянии СМИ [1].
Давайте посмотрим, как может выглядеть механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения (рис. 15):
Рис.15
Условия формирования агрессивного поведения через наблюдение (телепередачи, фильмы и др.) (рис. 16):
Рис. 16
Агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны — противозаконные действия как правило сопровождаются агрессиеи. Это и корыстные преступления (убииство в целях заполучения недвижимости, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег), в которых агрессия служит для достижения цели (носит инструментальный характер). И другие насильственные преступления, где враждебное поведение проявляется непосредственно. Насилие как наиболее опасная форма агрессивного поведения контролируется государством и запрещено законом [2].
Взаимосвязь между делинквентным поведением личности
и агрессиеи неоднозначна.
Факторы, влияющие на агрессивное поведение (рис. 17):
- Образец для подражания составляют родственники, сверстники, другие значимме люди.
- Особая роль -делинквенгная субкультура (асоциальная rpynna, банда, места лишения свобода)
Рис. 17
Искоренить агрессивное поведение не представляется возможным, так как оно имеет глубокие биологические и социальные корни, но можно снизить ero проявления, создав систему эффективного социального контроля на уровне общества, семьи и малых rpynn, самой личности.
Все основные типы девиантного поведения, конечно, можно рассматривать как агрессивное по своей сути поведение, которое лишь различается направленностью действий вовне или
BOBH ]ЭЬ.
Библиографический список:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других
«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 288 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Руденко Л.Д. Девиантология: учебное пособие/
Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.