Соврененные образовательные технологии в социальной сфере
«ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИ»
Совокупность социально-экономических и морально- этических факторов настоящего времени приводит к тому, что отклоняющееся поведение является одной из самых актуальных проблем в психологии и других смежных науках, значимость которои нарастает с каждым днём. Благоприятной социальной средой для формирования девиантного конструкта современного человека выступает существующее расслоение общества на «бедных» и «богатых», разница в хозяйственно- бытовом плане, обширное информационное пространство, современные формы досуга, наличие радикальных молодёжных субкультур, обилие продуктов массовой культуры, уграта истинных моральных ценностеи и многие другие. Именно поэтому множество учёных уделяли проблеме девиантности свое внимание. И каждый из них предлагал свой взгляд на типологию (классификацию) отклоняющегося поведения.
Условно выделяют четыре основных подхода к проблеме
классификации поведенческих отклонений (рис. 1).
Рис. 1
В рамках социально-правового подхода выделяют два налравления: социологическое и правовое (рис. 2).
- в зависимости от масштаба : массовые и индивидуальные отклонения;
- по значению последствий: негативные и позитивные;
- no субьекту: отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);
- по объекту: экономические, бытовые, имущественные нарушения и
- no длительности: единовременные и длительные;
- по типу нарушенной нормы: преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.
- преступления;
- административные и гражданско-правовые нарушения;
- дисциплинарные проступки.
Рис. 2
- Основные варианты социального поведения (более подробно рассмотрено в теме 2) (рис. 3):
- Являюсь членом «rpyппoвoro формирования», подростки подавляют собственные сомнения в нормативности (правильности) cвoero поведения и без оценочно принимают
- отклоняющегося поведения. Ero можно наблюдать в любых rpyппax и формированиях, например: профессиональных гpyппax, идеологических гpyппax, гpyппax по интересам и т. д.
Основные варианты социального поведения (более подробно рассмотрено в теме 2) (рис. 3):
Рис. 3
В напряженных условиях жизни человек нередко подвергается негативным влияниям окружающей среды, которые в свою очередь могут вызывать временные или стойкие отклонения от норм и которые приводят к нарушению поведения человека в повседневной жизни.
Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других
ДИСЦИПЛИН
К основным педагогическим задачам относятся воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение обучающегося может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. А само понятие «oтIcпoняющeecя поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация».
Cnipyкinypy школьнoй дезадаптациtі .но.›іспо npeдcinaeшnь с.іедующтн образом (рис. 4).
Рис. 4
Поведение учащихся обраsовательных органи наций принято разделять на четыре зоны (рис. 5):
Рис. 5
Зона отклоняющегося поведения охватывает ту часть оіиибочных действий ребенка, которые уже вызывает активное беспокойство ближайвіего окружения и общества в целом.
Достаточно сложен вопрос о вцдах отклоняющегося
поведения в раннем и дошкольном возрасте. Негативные поведенческие проявления, с которыми нередко приходится сталкиваться, лучше рассматривать как вредные привычки. Наблюдаются следующие поведенческие отклонения: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.
При клиническом взгляде на девиантное поведение оценивают соответствие проявлений и симптомов наруиіений психиатрического профиля согласно межлународной классификации болезней, так как некоторые виды отклоняющегося поведения мoгу переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины.
SHanpимep. назначение наркотических вещестп в меЬицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической записимости, nepemeкaem в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию. Легкие paccmpoйcmna лиvнoсшu и характера (акцентуации, невротические paccmpoйcmna) могут переходить в тяжелые paccmpoйcmna пичности и ncиxonamoлoгию.
Любое поведенческое расстройство диагностируется при
наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.
Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки
собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.
Конечно же наибольший интерес представляет
психологическиіі подход, в основу которого положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения.
При психологической классификации отклоняющегося
поведения используются следующие критерии: Н вид нарушаемой нормы,
Н психологические цели поведения и ero мотивация,
Н результаты данного поведения и причиняемый ими
ущерб,
Н индивидуально-стилевые характеристики поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение человека значительно отличается от нормального и имеет разнообразие по структуре, типам и формам.
Структура девиантного поведения представляет собой специфику сочетания и динамику трех основных ее компонентов (рис. 6):
Рис. 6
Современные образовательные технологии в социальноіі сфере
Каждый исследователь в области девиантного поведения предлагает свою классификацию по типам.
Кяассификации типов девиантного поведения по Ю. А. Клейбергу и Е. В. Змановской (рис. 7):
Рис. 7
Ц. П. Короленко, Т. А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций (рис. 8):
- новое мышление и идеи, играет позитивную роль в историческом развитии общества,
- деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой- либо области знаний и пр.
- внешнедеструктивное, направленное на нарушение социальных норм, — правовых, морально- этических, культурных,
- внутридеструктивное — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое
Рис. 8
Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально.
Некоторые авторы подразделяют отклоняющееся
поведение на 4 возможных варианта ero проявления (рис. 9):
Рис. 9
Отклоняющееся поведение подразделяют в зависимости от особенностей взаимодействия человека с реальностью и от механизмов появления поведенческих аномалий, в связи с тем, что главный принцип нормы (адаптивность) исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида [2].
Взаимодействие индивида с реальностью (рис. 10):
испособление
Болезненное противостояние
Рис. 10
В. Д. Мецделевич выделяет следующие типы девиантного поведения (по способу взаимодействия индивида с реальностью) (рис. 11).
Рис. 11
Другие разновидности девиантного поведения.
Мндивидуальные (изопированные) девиацию. Основная характеристика данной формы девиантного поведения заключается в том, что оно не зависит от поведения окружающих и включают в себя все клинические формы и типы отклоняющегося поведения. Нарушение различных видов
«норм» (правовых, этических, эстетических и др.) никак не связано с микросоциальными паттернами поведения.
Желая кардинально отличаться от окружающих или находясь в некой конфронтации «со всеми и вся», индивид осознанно выбирает изолированную девиацию. При этом он может не обращать внимания на наличие или отсутствие подобных отклонений в поведении у окружения, тем самым не формируя новую оригинальную девиацию.
Индивидуальные девиации наиболее ярко представлены при таких типах отклоняющегося поведения, как психопатологическое и патохарактерологическое.
В настоящее время выделена только одна разновидность rpyппoвoro психопатологического девиантного поведения — индуцированное. Данное поведение формируется в результате прямого или косвенного внушения человеку «норм» поведения и паттернов осмысления действительности. Причем тот, кто внушает, должен являться авторитетом для этого человека и находиться в «болезненном психическом состоянии» [4].
Ярким примером служит индуцированное бредовое расстройство и поведение близких родственников человека с психическим заболеванием.
&Однако гpynnoвыe девиации наблюдаются более часто. К ним относится подавляющее большинство возрастных, а особенно подростковых, вариантов отклоняющегося поведения. Групповой характер, как правило, имеют характерологические и патохарактерологические реакции подростков. Группирование со сверстниками, эмансипация, имитация, оппозиция, различные виды фанатизма (спортивный, музыкальный или религиозный), коллекционирование формируются, как правило, в rpyппe и не могут существовать вне ее. Соответственно, их коррекция возможна лишь при
ИЗОЛЯЦИИ ПОД]ЭОСТКіl ОТ ЭТОЙ Г]Э ПЫ.
В отличие от изолированных девиаций, в основе групповых лежит принцип rpyппoвoro давления и толерантности к этому давлению.
Учитывая особенности протекания подросткового периода развития, ребенок сначала осознанно выбирает референтную группу, тем самым дистанцируясь от взрослых.
В дальнейшем, если поведение члена группы отклоняется от общей линии поведения, то уже сама гpyппa «наказывает» ero, поскольку он может мешать ос ествлению основной чели данной группы и создавать препятствия на ее пути.
Являюсь членом «rpyппoвoro формирования», подростки подавляют собственные сомнения в нормативности (правильности) cвoero поведения и без оценочно принимают
BЗГ’ЛЯДЫ F}Э ПЫ. ]ЭОИGХОДИТ CTdHOBЛeHИe ГQуІІПОВОГО
отклоняющегося поведения. Ero можно наблюдать в любых rpyппax и формированиях, например: профессиональных гpyппax, идеологических гpyппax, гpyппax по интересам и т. д.
Любое сообщество людей (профессиональное, религиозное, по интересам или иное) может гласно или негласно требовать от cвoero члена соблюдения своих «норм». Однако эти «нормы» могут иметь оттенок отклоняющегося поведения [1].
От члена околофщбольной субкультуры требуется агрессивное отстаивание приверженности определенному фугбольному клубу. Приверженцы киберпанков носят исключительно спортивную одежду черных тонов. «Зацеперы»
— их цель проехать, прицепившись к поезду метро или электричке, при этом еще и записать ролик, чтобы выложить в социальных сетях.
Как уже говорилось, гpynnoвъie девиации могут быть
сеяейнмэіп. При этом паттерны отклоняющегося поведения демонстрирует семья в целом или какая-то ее часть. Влияние друг на друга могут оказывать супруги, когда один из них при вхождении в семью принимает ее установки, иногда девиантное. Достаточно часты случаи, когда лица с уже имеющимися формами девиантного поведения создают на базе
сходства отклоняющихся интересов и форм поведения свою
семью.
Такое поведение может формироваться при прямом влиянии родителеи на ребенка (например, вовлечение ero в криминальное поведение, в деятельность тоталитарной секты), так и опосредованно, путем трансляции девиантных традиций (например, злоупотребление психоактивнмми веществами, стереотипы пищевого поведения, сверхценные увлечения и другие). Но возможны и обратные воздеиствия — когда ребенок с отклоняющимся поведением влияет на родителей.
S Hanpu хер, при наличии у детей различных за5олееаний (токсикомания, наркомания, аутизм, синдром Дауна и np.) их матери на чинают страдать чрезмерной актипностью, которая приобретает формы отклоняющегося попедения.
Подразделяют девиантное поведение и по целевой
направленности (рис. 12):
Рис. 12
Библиографический список:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других
«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 288 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение
личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.
Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Руденко Л.Д. Девиантология: учебное пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
- Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.
М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.