Тема 5. Основные типологии девиантного поведения

Соврененные образовательные технологии в социальной сфере

 

«ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИ»

 

Совокупность социально-экономических и морально- этических факторов настоящего времени приводит к тому, что отклоняющееся поведение является одной из самых актуальных проблем в психологии и других смежных науках, значимость которои нарастает с каждым днём. Благоприятной социальной средой для формирования девиантного конструкта современного человека выступает существующее расслоение общества на «бедных» и «богатых», разница в хозяйственно- бытовом плане, обширное информационное пространство, современные формы досуга, наличие радикальных молодёжных субкультур, обилие продуктов массовой культуры, уграта истинных моральных ценностеи и многие другие. Именно поэтому множество учёных уделяли проблеме девиантности свое внимание. И каждый из них предлагал свой взгляд на типологию (классификацию) отклоняющегося поведения.

Условно выделяют четыре основных подхода к проблеме

классификации поведенческих отклонений (рис. 1).

Рис. 1

 

В рамках социально-правового подхода выделяют два налравления: социологическое и правовое (рис. 2).

 

 

  • в зависимости от масштаба : массовые и индивидуальные отклонения;
  • по значению последствий: негативные и позитивные;
  • no субьекту: отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);
  • по объекту: экономические, бытовые, имущественные нарушения и

 

  • no длительности: единовременные и длительные;
  • по типу нарушенной нормы: преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.
  • преступления;
  • административные и гражданско-правовые нарушения;
  • дисциплинарные проступки.

Рис. 2

 

Основные    варианты                              социального                              поведения   (более подробно рассмотрено в теме 2) (рис. 3):

 

 

 

Рис. 3

В напряженных условиях жизни человек нередко подвергается негативным влияниям окружающей среды, которые в свою очередь могут вызывать временные или стойкие отклонения от норм и которые приводят к нарушению поведения человека в повседневной жизни.

Педагогические                                      классификации                                                      менее дифференцированы  и  нередко  заимствованы  из  других

ДИСЦИПЛИН

К основным педагогическим задачам относятся воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение обучающегося может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. А само понятие «oтIcпoняющeecя поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация».

Cnipyкinypy школьнoй дезадаптациtі .но.›іспо npeдcinaeшnь с.іедующтн образом (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4

Поведение      учащихся                                обраsовательных                                органи наций принято разделять на четыре зоны (рис. 5):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5

 

 

Зона отклоняющегося поведения охватывает ту часть оіиибочных действий ребенка, которые уже вызывает активное беспокойство ближайвіего окружения и общества в целом.

Достаточно  сложен  вопрос  о  вцдах  отклоняющегося

поведения в раннем и дошкольном возрасте. Негативные поведенческие проявления, с которыми нередко приходится сталкиваться, лучше рассматривать как вредные привычки. Наблюдаются следующие поведенческие отклонения: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.

При клиническом взгляде на девиантное поведение оценивают соответствие проявлений и симптомов наруиіений психиатрического профиля согласно межлународной классификации болезней, так как некоторые виды отклоняющегося поведения мoгу переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины.

SHanpимep. назначение наркотических вещестп в меЬицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической записимости, nepemeкaem в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию. Легкие paccmpoйcmna лиvнoсшu и характера (акцентуации, невротические paccmpoйcmna) могут переходить в тяжелые paccmpoйcmna пичности и ncиxonamoлoгию.

Любое поведенческое расстройство диагностируется при

наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.

Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой  девиаций,  не  должны  выходить  за  рамки

 

 

собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

Конечно   же   наибольший   интерес   представляет

психологическиіі подход, в основу которого положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения.

При  психологической  классификации  отклоняющегося

поведения используются следующие критерии: Н вид нарушаемой нормы,

Н психологические цели поведения и ero мотивация,

Н результаты  данного  поведения  и  причиняемый  ими

ущерб,

Н индивидуально-стилевые характеристики поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение человека значительно отличается от нормального и имеет разнообразие по структуре, типам и формам.

Структура девиантного поведения представляет собой специфику сочетания и динамику трех основных ее компонентов (рис. 6):

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

 

Современные образовательные технологии в социальноіі сфере

Каждый исследователь в области девиантного поведения предлагает свою классификацию по типам.

Кяассификации типов девиантного поведения по Ю. А. Клейбергу и Е. В. Змановской (рис. 7):

 

Рис. 7

Ц. П. Короленко,  Т. А. Донских                           выделили                                          две группы поведенческих девиаций (рис. 8):

 

 

 

 

  • новое мышление и идеи, играет позитивную роль в историческом развитии общества,
  • деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой- либо области знаний и пр.
  • внешнедеструктивное, направленное на нарушение социальных норм, — правовых, морально- этических, культурных,
  • внутридеструктивное — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое

 

Рис. 8

Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально.

Некоторые   авторы   подразделяют   отклоняющееся

поведение на 4 возможных варианта ero проявления (рис. 9):

Рис. 9

 

Отклоняющееся поведение подразделяют в зависимости от особенностей взаимодействия человека с реальностью и от механизмов появления поведенческих аномалий, в связи с тем, что главный принцип нормы (адаптивность) исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида [2].

Взаимодействие индивида с реальностью (рис. 10):

испособление

 

 

 

 

 

 

 

 

Болезненное противостояние

 

 

Рис. 10

 

В. Д. Мецделевич выделяет следующие типы  девиантного поведения (по способу взаимодействия индивида с реальностью) (рис. 11).

Рис. 11

 

Другие разновидности девиантного поведения.

Мндивидуальные (изопированные) девиацию. Основная характеристика данной формы девиантного поведения заключается в том, что оно не зависит от поведения окружающих и включают в себя все клинические формы и типы отклоняющегося  поведения.  Нарушение  различных  видов

«норм» (правовых, этических, эстетических и др.) никак не связано с микросоциальными паттернами поведения.

Желая кардинально отличаться от окружающих или находясь в некой конфронтации «со всеми и вся», индивид осознанно выбирает изолированную девиацию. При этом он может не обращать внимания на наличие или отсутствие подобных отклонений в поведении у окружения, тем самым не формируя новую оригинальную девиацию.

 

 

Индивидуальные девиации наиболее ярко представлены при таких типах отклоняющегося поведения, как психопатологическое и патохарактерологическое.

В настоящее время выделена только одна разновидность rpyппoвoro психопатологического девиантного поведения — индуцированное. Данное поведение формируется в результате прямого или косвенного внушения человеку «норм» поведения и паттернов осмысления действительности. Причем тот, кто внушает, должен являться авторитетом для этого человека и находиться в «болезненном психическом состоянии» [4].

Ярким примером служит индуцированное бредовое расстройство и поведение близких родственников человека с психическим заболеванием.

&Однако гpynnoвыe девиации наблюдаются более часто. К ним относится подавляющее большинство возрастных, а особенно подростковых, вариантов отклоняющегося поведения. Групповой характер, как правило, имеют характерологические и   патохарактерологические   реакции                                                  подростков. Группирование со сверстниками, эмансипация, имитация, оппозиция, различные виды фанатизма (спортивный, музыкальный или религиозный), коллекционирование формируются, как правило, в rpyппe и не могут существовать вне ее.  Соответственно, их  коррекция  возможна  лишь  при

ИЗОЛЯЦИИ  ПОД]ЭОСТКіl ОТ ЭТОЙ Г]Э       ПЫ.

В отличие от изолированных девиаций, в основе групповых лежит принцип rpyппoвoro давления и толерантности к этому давлению.

Учитывая особенности протекания подросткового периода развития, ребенок сначала осознанно выбирает референтную группу, тем самым дистанцируясь от взрослых.

 

В дальнейшем, если поведение члена группы отклоняется от общей линии поведения, то уже сама гpyппa «наказывает» ero, поскольку он может мешать ос  ествлению основной чели данной группы и создавать препятствия на ее пути.

Являюсь членом «rpyппoвoro формирования», подростки подавляют собственные сомнения в нормативности (правильности) cвoero поведения и без оценочно принимают

BЗГ’ЛЯДЫ   F}Э   ПЫ.             ]ЭОИGХОДИТ    CTdHOBЛeHИe    ГQуІІПОВОГО

отклоняющегося поведения. Ero можно наблюдать в любых rpyппax и формированиях, например: профессиональных гpyппax, идеологических гpyппax, гpyппax по интересам и т. д.

Любое сообщество людей (профессиональное, религиозное, по интересам или иное) может гласно или негласно требовать от cвoero члена соблюдения своих «норм». Однако эти «нормы» могут иметь оттенок отклоняющегося поведения [1].

От члена околофщбольной субкультуры требуется агрессивное отстаивание приверженности определенному фугбольному клубу. Приверженцы киберпанков носят исключительно спортивную одежду черных тонов. «Зацеперы»

— их цель проехать, прицепившись к поезду метро или электричке, при этом еще и записать ролик, чтобы выложить в социальных сетях.

Как   уже   говорилось,  гpynnoвъie         девиации                могут         быть

сеяейнмэіп. При этом паттерны отклоняющегося поведения демонстрирует семья в целом или какая-то ее часть. Влияние друг на друга могут оказывать супруги, когда один из них при вхождении в                      семью        принимает                      ее  установки, иногда девиантное.   Достаточно  часты                      случаи,      когда                      лица           с   уже имеющимися формами девиантного поведения создают на базе

 

сходства  отклоняющихся   интересов и форм  поведения              свою

семью.

Такое поведение может формироваться при прямом влиянии родителеи на ребенка (например, вовлечение ero в криминальное поведение, в деятельность тоталитарной секты), так и опосредованно, путем трансляции девиантных традиций (например, злоупотребление психоактивнмми веществами, стереотипы пищевого поведения, сверхценные увлечения и другие). Но возможны и обратные воздеиствия — когда ребенок с отклоняющимся поведением влияет на родителей.

S Hanpu хер, при наличии у детей различных за5олееаний (токсикомания, наркомания, аутизм, синдром Дауна и np.) их матери на чинают страдать чрезмерной актипностью, которая приобретает формы отклоняющегося попедения.

Подразделяют   девиантное  поведение  и  по  целевой

направленности (рис. 12):

 

 

 

Рис. 12

 

Библиографический список:

  1. Гилинский Я.И.             Девиантология:  социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других

«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.

  1. Змановская Е.В.             Девиантология:  (психология отклоняющегося       поведения).              М.:                   Издательский             центр

«Академия», 2003. 288 с.

  1. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение

личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.

  1. Менделевич В.Д.  Психология                         девиантного                         поведения.

Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.

  1. Руденко Л.Д.            Девиантология:      учебное            пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
  2. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.

М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.

Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика