Тема 4. Истоки девиантности в контексте психологических теорий

Соврененные образовательные технологии в социальной сфере

 

«ИСТОКИ ДЕВИАНТНОСТИ В БОНТЕБСТЕ ПСИХОЛОFИЧЕСБНХ ТЕОРИЙ»

 

 

Рассмотренные социальные и биологические теории девиантного поведения не отвечают на вопросы: «Почему люди демонстрируют различное поведение при одних и тех же условиях (например, генетически идентичные однояйцевые близнецы)?», «Как свойства личности влияют на формирование отклоняющегося поведения и какие психологические механизмы  ero  запускают  и  поддерживают?»,  и  главное  —

«Какие  свойства  личности  препятствуют  формированию

девиантного поведения?».

На эти вопросы помогают ответить психологические концепции, которые раскрывают сущность отклоняющегося поведения личности.

Экзистенционально—гуманистический                                              подход.

Рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных

характеристик человека.

В. Франкл (1905 —1997) австрийский психиатр и психолог выделял такие специфические человеческие характеристики, как духовность, свободу и ответственность [2]. Проблемы поведения как проявления бездуховности возникают при дефиците данных качеств. Фундаментальной мотивационной силой в людях является стремление к смыслу. Но дать ero невозможно, смысл необходимо находить во всем каждому человеку. Экзистенциальная фрустрация возникает при блокировке стремления к смыслу, что сопровождается апатией и скукой. Нормальность и аномальность определяется полицией конкретной личности по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. Фаталистическая позиция, при которой человек не является активным участником своей собственной жизни, является аномальной. Человек в данном случае страдает от ощущения пустоты и бессмысленности жизни (экзистенциальный    вакуум),    которые    провоцируют

 

невротическое развитие личности, поведенческие расстроиства (наркомания, алкоголизм и другие), эмоциональные расстройства (агрессия, депрессии и другие).

Отклоняющееся поведение возникает как следствие при подавлении своей духовности и уходе от ответственности за поиск смысла. Поведение вернется к нормальному при осознании человеком cвoero духовного Я и принятия ответственности за свою судьбу, с последующим открытием смысла cвoero существования.

Ключевое место клиентцентрированной психотерапии К. Роджерса (1902 — 1987) занимают понятия самости и самоактуализации.

Самость (Я-концепция) — это сопокупность предстакзений челопека о ce5e на осноее опыта, которые n течение .жизни непрерыпно изменяются.

Самоактуапизация n coomnemcmnuu с изначтзьно зтзо,женными n личности потенциальнььни позможностями ее cmpe wзение к росту и развитию [3]. Признаком личностного благополучия является тенденция к самоактуализации.

Можно   выделить    специфические    характеристики

самоактуализирующейся личности (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1

 

 

Относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности нормальная. У аномальной же хоть и существует возможность самоактуализации, но сам процесс заблокирован [2]. Основной преградой выступают так называемые условные ценности, которые заставляют человека относиться положительно к себе или другим только в случае соответствия каким-то условным идеалам. В противовес этому безусловное положительное отношение рассматривает человека как высшую ценность, которая заслуживает принятия без каких-либо условий и соответствия идеалам. Формируются условные ценности в раннем детстве под воздействием ближайшего окружения ребенка.

S Ilanpимep, когда .наоtь, ucno зьзуя noinpeбнocinь ребенка е лейси ti yna.ж:eнtiti, еыра.жает oinptit ательнoe оіпношение к нвиу из-за пееыпо зпепия ti.н ее конкреіпных nipe5onaний. В бтіьнейшем самоупа.ж:енtіе ребенка 5yдein зависеть out наеязанных ценноспіей .наоtери и cnocoбнocmti ти cooninemcineonamь [3].

Человек должен иметь опыт самовыражения для нормального развития и нереалистичные, искаженные представления о себе, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне для формирования девиантного поведения. В целях возращения личности и ее поведения к норме в ходе терапии необходимо стимулировать процесс актуализации, выражая искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.

Для А. Маслоу (1908-1970) понятие самоактуализации личности также является ключевым. Согласно ero взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными  потребностями,  которые  реализуются  под

 

влиянием социальных условий. Удовлетворение вмсших потребностеи становится возможным при удовлетворении низших. Примером нормального развития является самоактулизирующаяся личность, а отклоняющееся поведение возникает при фрустрации этои потребности в самоактуализации (рис. 2) [2].

Рис. 2

 

Психодинамические теории

В основе данных теорий, которые раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения, лежит психоанализ 3. Фрейда (1856-1939). Он выделял инстинкт жизни и инстинкт смерти как ведущие виды инстинктов. Главным проявлением инстинкта смерти он считал агрессивныи инстинкт, а склонность к агрессии — характерной чертой для всех людей [3].

Структура личности по 3. Фрейду (рис. 3).

 

 

 

 

Рис. 3

 

Психологическое благополучие личности и ее нормальное поведение зависят от того, насколіжо эффективно взаимодействуют три ее подструктуры (Cyпep-Эro, Эro, Ид). Сигналом наличия структурного конфликта является тревога, которая лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем [3].

Tpeвora,  по  3.  Фрейду,  —  специфическое  состояние

неудовольствия, вызванное внутренним напряжением при наличии чувств, не находящих выхода. Это универсальная реакция на опасность, которая может быть (рис. 4):

 

 

  • вызванная опасностью во внешнем мире
  • вызванная конфликтом с супер-Эго
  • вызванная конфликтом с инстинктивными импульсами Ид

Рис. 4

 

  1. Фреид рассматривал становление личности как последовательное прохождение стадий психосексуального развития. От оральной фазы через анальную и фаллическую к генитальной, где на каждой внимание направлено преимущественно на определенный участок тела. Если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какои-либо стадии cвoero психосексуального развития, то он будет фиксирован на даннои стадии (классическая теория драйвов). Характер и поведение человека является выражением подобной фиксации. Фреид выделял оральную, анальную и фаллическую личности (в зависимости от центральной фиксации) [3].

Эгопсихология как направление психоанализа рассматривает такие процессы, как «защиты». Она классифицирует людей по характерными для них способами справляться с тревогой. Достаточно длительное время с момента рождения ребенок является беспомощным и зависимым, и, как следствие, у него возникает ощущение опасности, связанное со страхом потерять значимого взрослого как объект безопасности. В свою очередь этот страх порождает потребность быть любимым. В этот период развития ребенка

 

 

потеря значимого взрослого или потеря любви, в связи со слабостью Эro, могут породить тревогу, которая сохранится на более поздних стадиях и приведет к отклоняющемуся поведению [3].

Представители более позднего направления в психоанализе говорят о том, какую важную роль в динамике внутриличностных конфликтов играют родители как главные объекты в мире ребенка. Они указывают на большое значение того, как ребенок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в ero бессознательном. Это влияет на поведение личности на протяжении всей ее жизни [3].

Психоаналитическое объяснение девиаций подвергается критике современными психологами, а именно в том, что:

Н агрессия является инстинктом;

Н нет разницы в рамках различных культур;

Н отсутствие исторического понимания проблемы; Н узкий взгляд на процессы социализации.

Психоаналитическая теория не является общей теорией девиантности: она не объясняет преступность «белых воротничков» и элиты, гендерные различия, возрастное распределение                                      девиантности.                                      Тем                                      не менее, психоаналитические гипотезы продуктивны при анализе и объяснении насильственных и сексуальных преступлений, суицидального и некоторых видов аддиктивного поведения.

Интересен взгляд Э. Эриксона (1902—1994) на девиацию как

кризис идентичности. Эриксон разработал целостную психосоциальную теорию развития индивида. Он выделял психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает  основные  ориентиры  по отношению  к себе и

 

 

 

своему социальному окружению. Эриксон ввел в научный оборот концепт «Я—идентичность», которую он считал важнейшей характеристикой становления личности посредством преодоления психосоциальных кризисов. «Кризис идентичности» (состояние утраты или несформированность «Я- идентичности») является основой для девиантного поведения.

Бихевиоризи объясняет поведение человека на основе интерпретации связи между стимулом и реакцией. И рассматривает отклоняющееся поведение как результат научения.

Первым фундаментальным законом поведенческой психологии стало классическое обусловливание И. П. Павлова (1849-1936). Классическое обусловливание (условный, или респондентный, рефлекс) — это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма). Каждое действие имеет тенденцию к повторению, если оно основано на безусловных или условных рефлексах и вознаграждено. Повторяющиеся действия превращаются в привычку. Если же действия не повторяются или не подкрепляются, то они угасают [2].

Основные положения поведенческой психологии (рис. 5):

 

Рис. 5

 

 

Сформулировал принципы поведенческой психологии, а также законы обусловливания Дж. Б. Уотсон (1878-1958). По ero мнению, только три существующих типа эмоциональных ответов на стимулы являются врожденными — страх (например, врожденныи страх ребенка при очень громком звуке), гнев и любовь.

Б.Ф. Скиннер (1904-1990) показал, что для модификации

поведения мало активности, необходимо, чтобы ero последствия имели значение. Он вывел закон выгоды (приобретения), в соответствии с которым образцы поведения (операнты), за которыми наступают приятные последствия (подкрепления), встречаются значительно чаще. Наказание как неприятная реакция, по Скиннеру, довольно спорныи способ модификации поведения, который может привести к непредсказуемым последствиям. Если оперантное поведение человека получает позитивное подкрепление, которое индивид воспринимает как награду, то оно повторяется чаще. И, наоборот, если за поведением следует наказание, то частота проявления такого типа поведения снимается.

С позиций бихевиоризма, девиантное поведение формируется в результате применения подкреплений и наказании.

Взаимодействие  организма  и  окружающей  ero  среды

содержит определение трех элементов (рис. 6):

 

 

Рис. 6

 

И после подкрепления, как позитивного, так и негативного, возрастает вероятность возникновения реакции (рис. 7).

 

 

  • предоставление чего-то

приятного

  • похвала,вознаграждение и др.
  • щаление чего-то неприятного

из данной ситуации

  • избегание наказания

 

 

Рис. 7

N Hanpu хер, употребление алкоголя одновременно подкретзяется и получением удоеопьстеия (ощущение теста, удопольстпие от екусной еды, прилив энергии, еншнание друзей, праздничная атмосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чyncmna неуперенности n ce5e, отелечение от за5от и ошяешсшявнносшиј.

 

 

Подкрепления, усмлмвающие вероятность поведения.

устранение непрмятностей прмвлечение внммания демонстрация сильных эмоций любая форма одобрения

предоставление возможностм заниматься любммой деятельностью

предоставление власти

удовольствие как универсальная награда (еда, секс и др )

 

 

Вывод: представители классического бихевиоризма предложили основные принципы и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодеиствия личности со средой [4].

 

И   в   целях   уменьшения    или      устранения      отклоняющегося поведения можно использовать следующие способы (рис. 8):

  • лишение чего-либо важного
  • наказание, основанное на страхе
  • игнорирование реакции или помещение человека в иную среду, где прежнее поведение невозможно

Рис. 8

 

Наиболее эффективным из них является угашение поведения.

Д. Вольпе (1915-1997), исследуя способствующие отучению процессы, заметил, что если новым привычкам предоставляется возможность развиваться в той же самои ситуации, то старые привычки при этом угасают (реципрокное торможение). Это происходит, когда положительная реакция (например, релаксация), несовместимая с определенной негативной реакцией (например, тревогои), тормозит данную условную реакцию, способствуя ее последующему ослаблению. Так как тревога часто сопровождает отклоняющееся поведение, следовательно, необходимо во время присутствия стимулов, вызывающих эту тревогу, сформировать по отношению к ней антагонистическую реакцию [2].

Д. Вольпе выделил несовместимые с тревогои реакции.

 

 

 

Не совместимые с тревогой реакции по Д. Вольпе

ассертивные реакции (открытое приемлемое выражение амоций по отношению к другому человеку)

сексуальные реакции реакции релаксации дыхательные реакции

реакции «облегчения тревоги»

 

соревновательно обусловленные моторные реакции

 

приятные реакции, возникающие в различных жизненных ситуациях (например, при воздействии лекарств)

эмоциональные реакции, вызванные беседой

 

устное или ролевое проигрывание конфликтной

 

 

Теорию бихевиоризма критикуют за игнорирование роли познания в поведении человека. Сомнение вызывает утверждение о том, что наказание ведет к непредсказуемым последствиям. Ведь очевидно, что крупный штраф устраняет, по крайней мере, на время нежелательное поведение на дopore автомобилиста. Неясно, как, согласно Скиннеру, появляются абсолютно новые формы поведения, в том числе девиантного.

Согласно теории социального научения А. Бандуры, поведенческая реакция человека на стимул опосредована когнитивными процессами. Основными механизмами формирования поведения являются: научение через наблюдение и научение в действии или через приобретение опыта [3].

 

Основные положения биопсихологической теории криминальности были предложены Гансом Юргеном Айзенком (1916-1997). Он интерпретировал преступное поведение как результат взаимодействия фундаментальных характеристик личности человека, связанных с особенностями ero центральной нервной системы. Главный акцент в теории Айзенка был сделан на «активном, асоциальном, психотическом типе преступника», который являет собой пример крайней степени несоциализированности.

Таким образом, психологические теории девиантности, созданные под влиянием биологического и социологического позитивизма, опираются на различные исходные допущения о природе агрессии и насилия. Теоретический и исследовательский   опыт   психологов                                             раскрывает психологические детерминанты и механизмы формирования насильственного отклоняющегося поведения.

Библиографический список:

 

  1. Гилинский Я.И.            Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других

«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.

  1. Змановская Е.В.            Девиантология: (психология отклоняющегося      поведения).             М.:                 Издательский            центр

«Академия», 2003. 288 с.

  1. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 353 с.
  2. Менделевич В.Д. Психология               девиантного поведения. Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
  3. Руденко Л.Д.            Девиантология:      учебное            пособие/ Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.

 

  1. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.
Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика