Тема 2. Понятие нормы

Современные образователькые

технологии в социальной сфере

 

«ПОНЯТИЕ НОРМЫ»

 

Понятие девиантного (отклоняющегося от нормы поведения) неразрывно связано с понятием «норма». Данное понятие является исходным для понимания сути отклонений. И вместе с тем оно является самым неопределенным. Если опросить группу обычных людей с просьбой назвать примеры отклонений от нормы или отклоняющегося поведения, то, скорее всего, получится поразительно широкий круг ответов.

S «В результате одного социологического onpoca, uwenшero целью выяснить, как люди определяют девиантность, было получено 252 разлпvньw ответа. Вот некоторые из них. кинозвезды, насильники наЬ детьми и подростками, извращенцы, профессиональные картежники, психиатры, наркоманы, политические экстреwіисты, консерпативно настроенные, .женщины карьеристки, проститутки, пгуны, обольстительницьі, священники, атеисты, либералы, коммунисты, апкоголики, пенсионеры, уголовники, разведенные, подители-лихачи, псезнайки- профессора  Симоне, 1965)» [5Ј.

Девиантное поведение не определяется ясно, очевидно и не является чем-то фиксированным и неизменным. Чтобы прийти к истинному пониманию девиантного поведения, необходимо, прежде всего, увидеть, что девиантность сопиально обусловлена и что социальные определения девиантности отличаются друг от друга в различных обществах или социальных гpyппax. Чтобы существовали нормы и наруиіения, нужны носители этих норм и их нарушители. Носителями норм

МОГуТ    БЫТЬ     ТОЛЬКО     ЛЮДИ,     В  СОЗН£tНИИ          КОТО]ЭЫХ                 ЭТИ                 НО{ЗМЫ                  И

с     ествуют. А люди склонны расходиться в своих оченках и определениях нормального и ненормального.

&Norшn     (в   nepeвobe    с  латинского)    означает  npanuлo,

оdразец [2].

 

Если бы люди не прилерживались определенных правил, которые регулируют различные виды поведения, наша жизнедеятельность превратилась бы в полную анархию.

А определений нормы с ествует болыиое количество. Ее определяют как идеал, условное обозначение объективно с ествующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функционаяьный оптимус и т. д.

ІЈонимание нормы в естественных и общественных науках

— это предел, мера допустимого. Это такие характеристики, при

которых она сохраняется (не разруиіается) и может развиваться.

НИМ    OTHOGЯT ‹Г]ЭdНИЦЫD     GBOЙGTB,            П£t]ЭdMBTQOB                      CИGTeMЫ.            ЭТO

допустимые пределы структурных и функциональных изменений для физических и биологических систем, при которых обеспечивается их сохранности и развитие. Это — естественная, адаптивная норма, отражающая закономерности с  ествования системы [1].

SHanpимep, биологическая cucmewia cyщecmnyem при определенньт «нормативах» температуры mena (для чеповека от 336 до +37 С), артериального дапления (для чеповека 120/80

140/9й мм ртутного столба), водного баланса, гормонального баланса и т. n.

W Социальная норма вы ражает исторически спожившиеся n конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) попедения, деятельности индивиЬов, социальньw групп, социальных организаций [1].

Социальные нормы, в отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, образуются в результате отражения (адекватного или искаженного) в сознании    и    поступках    людей    закономерностей

 

функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являюсь продуктом искаженного (идеологизированного,                              политизированного, мифологизированного, религиозного) отражения объективных закономерностей.  И  тогда  оказывается  анормальной  сама

«норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее [4].

OЦИdЛЬHЫe        НО]ЗМЫ     ОТ}ЗdЖdЮТ                               И                               ИGTO}3ИЧeGKИЙ                               ОПЫТ

общества, и современное осмысление действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных дому ентах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы служат критерием оченки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в ero повседневной жизни и деятельности [5].

С  ествует немало классификаций социальных норм по

разным основаниям.

Можно выделить следующие критерии «нормы» (рис. 1).

 

 

 

  • позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой данное явление встречается
  • отражает степень выраженности и степень угрозы той или иной формы поведения для жизни человека
  • используется в медицине. Все поведенческие проявления разделяются на две группы — «нормальные» и «патологические» (аномальные)
  • поведение воспринимается нормальным и одобряется, если оно соответствует требованиям общества в данное время
  • связан с индивидуальными особенностями личности человека (внутренняя позиция по отношению к окружающему миру и себе; способность принимать решение и делать выбор; ответственность за собственное поведение)

Рис. 1

 

Традиционным является статистически-адаптационныи подход к понятию «норма» (рис. 2).

 

Рис. 2

 

В определенные периоды жизни возможно усиление черт характера, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздеиствиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это так называемые возрастно-специфические расстроиства, которые

 

 

являются крайними вариантами нормы в целом и нормальны для конкретного периода.

Важно!  Термин  «oтIcяoняющeecя  поведение»  может

применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. До 5 лет в сознании ребенка отсутствуют необходимые представления о социальных нормах, а самоконтроль осуществляется в большей степени с помощью взрослых. В этот возрастной период негативное поведение рассматривают как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушения психического развития. И толіжо к 9-10 годам ребенок способен самостоятельно следовать социальным нормам [6].

Наша жизнедеятельность имеет множество аспектов и в

каждой сфере и области существуют свои нормы: экономические, социальные, политические, духовные, национальные, религиозные, профессиональные и т. д.

Наряду с этим независимо от национальной, социальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности, существуют нормы, общие для всех людей. Это так называемые общечеловеческие нормы или ценности. Без них человеческое сообщество перестает быть единым целым. Посредством притч, легенд, пословиц, поговорок и басен общество может выражать свое отношение к социальным нормам (на чужой каравай рот не разевай; меньше знаешь — крепче спишь; от трудов праведных не наживешь палат каменных; работа — не волк, в лес не убежит и т. д.).

Социальная  норма,  принятая  конкретными  обществом,

группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное, а относительное явление, так называемый культурный  релятивизм.  То,  что  в  одной  rpyппe  может

 

считаться отклонением, в другои может восприниматься как

норма.

N Употребление алкогольных напитков е поезде, танцы и пение на остановке общественного транспорта 5удут считаться дееиацией, но такое .же поведение n 5ape считается

Нормы имеют свойства (рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

Достаточно важным при изучении девиантности и девиантного поведения является учитывание конкретного общества, конкретной нормативнои системы и отклонений от деиствующих в данном обществе норм.

Однако, несмотря на их относительность и иногда внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют важную и неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества: приводят к нормативно-одобряемым действиям, желательным для этого общества в конкретное время, ориентируя  личность  в  ее  поведении.  Можно  выделить

 

основные  группы социальных                  норм                            по сфере         регулируемых отношений (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

  • ммровые ожидания и

религии              предпмсани

  • тpaдицми я

обычии                 определенн

разных                  ой группы

  • закреплены регулируют • регулируются

В ОС  ОВНЫХ                ОТНОШ ВНИЗ                ДОЛЖНОСТН Ы84 И

документах          между                              инструкциямм, государства                              странамм             правилами

(КОНСТИ              (народами)            внутреннего

 

народов

  • HOCИT8JlflMИ Иfl,                             и                                    распорядка,

 

  • художестве выступают уголовный прописаны           профессиональ нная социальные         кодекс,                  в ными

 

культура м          объединени         гражданскм научная                я и мх                    й кодекс)

междунаро          традициямм

 

мысль                   лмдеры               • регулируют                              документах

  • междуваро как ся всей                            и

дные                     правмло, не                          государстве         межтсудар декларацим                    закреплены          иной                      ственных

и                            в текстах              системой                              соглашенмя

конвенцми             (исключенм           (законотвор                              х

  • Oбщeчeлoвe е — деловой ческие

чecкиe                          ЭТИ КОТ)                     ИНСТИТ   Ьlд

цeHнocти             • являются              правительс

 

прямым следствием нравственн

ценностей, противореч

тВО,

правоохран ительные органы)

 

 

 

 

 

Рис. 4

 

 

Рис. 5

 

Понятие «нормы» является важным в работе психолога, особенно при проведении психологической диагностики, а также в психологии индивидуальных различий.

Представляется возможным  выделить  четыре  основных

ПОЗИЦИИ

  1. Статистическая норма. Нормальным является то, что относится к середине распределения. А соответственно, крайние ero части указывают на область «субнормальных» (низких) или «супернормальных» (высоких) значений, то есть отклонения от нормы. Для оценки какого-либо качества соотносят показатель одного человека с другими. Так определяется ero место на кривой нормального распределения. Нормы развиваются и выводятся эмпирически для данной группы (возрастной, социальнои), а следовательно, не абсолютны.

S Hanpu хер, n последние годы согласно опроснику MMPI у депушек устойчипо поеышен показатель маскулинности. Но это не является показателен того, что nce они neдym се5я как юноши, а скорее ronopum о нeo5xoдшнocmи nepecнompa устарееших норм.

 

 

  1. Функциональная (физиологическая)            норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
  2. Нормативная норма — предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из ero членов. То, что в одном обществе считается

НО]ЭМНЛЬНЫМ,  В Д]Э   ОМ  П]ЭИЗН£І  TGЯ  ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ  ОТ  НО]ЭМЫ,

поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных                                              программах,                                    квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.

  1. Нормы как показатель психического здоровья. Ненормальным считается то, что можно соотнести с МКБ. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход является предметом дискуссии, а в качестве наиболее существенных указании на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.
  2. Индивидуальная норма   —   мера   отклонения   от

статистической и  физиологической  нормы.  Представление  о

нормах                        определяется ожиданиями, собственным
необобщенным                                   опытом и        другими субъективными
переменными:    

Sllanpuмep, cc зti nepeыti ребенок n семье на ча.i гопорить n eoзpacine полутора them, то nmopoй, которыtі к дny.и •одти еще не научился спо5одно tізъясняться, nocnptinuмaemcя как наде.іенньt  призпактии ооtстапания.

 

Критерием нормы является целесообразное функционирование организма.

Показатели отклонения от нормы (рис. 6).

 

 

 

Рис. 6

 

Тем не менее человек может считаться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в ero отдельных функциях, если социальная компенсация оказалась успешнои.

S Hanpu хер, азеnoй шзи глухой не обязательно дефектиеен, если он достиг тoгo ,же резульmama е сеоен психическое и личностном развитии, что и 5ольшинстео .людей 5ез дефекта. В. Штерн, призывая к осторожности    в оценке человека, отмечая,    что,   во-первых,            психологи       не      имеют            права      из установленной аномальности того или иного своиства делать заключение об анормальности caмoro индивида как носителя этого  свойства              и,            во-вторых,      невозможно             установленную анормальность   личности   свести   к   узкому  признаку   как ее единственной первопричине.   В             современной   диагностике

 

понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода [3].

Нормы  —  это   не   застывшее   явление,         они       постоянно обновляются  и изменяются.                       Обязательно    должны    регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик. Аномальное      развитие        в   широком смысле       —                       всякое отклоняющееся  от   нормативного   (по   психологическим и сопиокультурным нормам) развитие ребенка, в том числе и с ретардацией  (задержка)  и  с акселерацией.    Широкий    смысл

включает 2 категории детей:

  • с опережающим   интеллектуальным,   моторным,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ  И GОЦИdЛЬНЫМ }ЭЫЗBИTИeM

  • с задержкой развития указанных сторон или с разнообразными сочетаниями нарушений развития (наруиіения развития у детей с генетической, перинатальной, неврологической, психической патологией, с умственной отсталостью разных форм, с нарукіениями адаптации).

Аномальное развитие в узком смысле — болезненное по

происхожлению (генетическая патология, органическая патология и т. д.), веду ее к дезадаптации отклонение в развитии.

В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения всемирной организации здравоохранения: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия» [3]. Психологические критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние:

  1. Неадекпатность поведения человека в той ситуации, в

которой он находится.

 

  1. Omcyincninue критичноспіи no отношению поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению.
  2. Henpoдvкniunnocmь деяіпельносіпtі. Человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет.

По мнению Л. С. Выготского, «норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что позволяет говорить о ненормальном поведении» [5].

 

 

Все ненормальные

поведения МожНо разделить на

кратковременные и слу•іайные (обмолвки, описки, опьянение)

длительные и стойкие состояния (неврозы, психоза, душевные заболевания)

постоянные дефекты поведения

 

 

 

В     социальных     науках       «норма»           —             это       интервал,

«оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» [1].

Основные варианты социального поведения.

 

 

 

 

 

  • COOTB TCTB tП СОЦН dЛЬНЫМ

нормам,

характерно для большинства людей, вызывает одобрение

ОК}З      бlОЩНХ  Н

приВОдит к нформальной адаптации.

  • В целом оно
  • находмтся на выходігг за рамки • отклоняющееся самой крайней                        принятых в                    от медицмнскмх границе данном обществе         норм, соцмальных       в настоящее                     проявляющееся в норм, размывает                     время норм,                форме

и расширяет               присуще                                   конкретных

границы норм,              меньшему                                        симтомов,

вызывает                    количеству                                   снмжает

напряжение                   людей.                                        продуктивность окружающмх                Проявляется в              и

людей                            двух основных                                        работоспособнос

формах:                      ть личности,

 

адекватно ситуацим,

fІ]ЗОДЩТИВНО,

хотя может быть лмшено индивидуальност и.

  • С точки зрения математической статистики нормально все тО, Что встречается часто, т. е. не реже чем в 50% случаев
  • креативное (творческое) поведение — реалмзует новые мдеи, самобытно, продуктмвно, прогрессмвно,

МОЖЕ ІІ]ЗНВОДИТЬ

к мзменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

  • девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно мли аутодеструктивн

неодобренме окружающих и

СО ЦИdЛ bH

дезадаптацию

вызЫВает

сочувствие или

 

 

Отклоняющееся поведение, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее сопиальнои дезадаптациеи, характеризуют:

 

Н Духовные проблемы — отсщствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации.

Н Деформации в ценностно-мотивационной системе личности — девиантные ценности, ситуативно-эгоиентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты.

Я Эмоциональные проблемы (тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций).

Н Проблемы  саморегуляции  — нарупіение  способности

ставить цели и добиваться их достижения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы выхода из стресса, низкие адалтивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности.

S Когнитивные искажения — дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки.

S Негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия [3].

Выделяют социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являЮтсЯ:

Н сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

 

4   хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье);

4   конфликты с законом;

Я изоляция [3].

ИНДИВИД     БЛЬНЫМ  П]ЭOЯBЛeHИЯM  Дe3dДd1ITdЦИИ  ОТНОСЯТСЯ!

Я негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

Н завышенные претензии к окружающим при стремлении

самому избегать ответственности, эгоцентризм; Я хронический эмоциональный дискомфорт; Я неэффективность саморегуляции;

4 конфликтность или слабая развитость коммуникативных

учений;

4 когнитивные искажения реальности [3].

В связи с этим к основополагающим качествам личности

OTHOGЯTGЯ:

Я внутренняя    позиция                           личности  по                           отношению                           к

внешнему миру и себе,

Н способность принимать решения и делать выбор,

Я личная ответственность за собственное поведение [3].

 

Библиографический список:

  1. Гилинский Я.И.            Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других

«отклонений»: монография. СІЈб.: Алетейя, 2021. 603 с.

 

 

  1. Змановская Е.В.             Девиантология:  (психология отклоняющегося       поведения).              М.:                   Издательский             центр

«Академия», 2003. 288 с.

  1. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 353 с.
  2. Менделевич В.Д.  Психология                         девиантного                         поведения.

Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.

  1. Руденко Л.Д.                   Девиантология:                   учебное                   пособие/

Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.

  1. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.

М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с

Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика