Соврененные образовательные технологии в социальной сфере
- «ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТНЯ ПСИХОЛОFИИ ДЕВИАНТНОFО ПОВЕДЕННЯ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУБАМИ»
- которые помогали выявлять, распознавать лиц с отклоняющимся поведением, для своевременного их изолирования или даже уничтожения во спасение остальных, здоровых членов общества.
- Однако профилактические меры совсем не исключали
- наказаний, и зачастую достаточно жестоких, а идеи профилактики оставались слабо реализованными. И что самое главное: с первых шагов человечества и до сегодняшнего дня люди весьма негативно реагируют на тех, кто отличается («не такой, как все», «не такой, как мы»), поэтому в темницу, на виселицу или костер могли угодить не только Джек- потрошитель и Ванька-Каин, но и Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Достоевский… [1].
- Ребенок, видя сражение или борьбу на экране телевизора, спрашивает: «Это — наши, они за нас?»). Не наши становятся
- В литературе понятие «девиантное поведение» достаточно
- Выделим существенное черты девиантного поведения
- (рис. 1).
- наиболее активно стали развиваться в начале XX века, когда бихевиористы объявили ero предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция» в ответ на внешнее раздражение.
- Еще одним важным понятием девиантологии является
- Библиографический список:
- «отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- 3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
- Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
«ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТНЯ ПСИХОЛОFИИ ДЕВИАНТНОFО ПОВЕДЕННЯ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУБАМИ»
Проблема девиантного поведения всегда бьша и будет актуальна в психологической, социальной и психолого- педагогической науках, так как каждый день мы сталкиваемся с разнообразными проявлениями нежелательного поведения в сопиуме. Различные проявления людей с ествуют сколько времени, сколько с ествует человеческое общество. Это также касается и ero отклоняющихся от принятых в данном обществе правил и законов форм. Воздействуя определенным образом на людей как носителей этих проявлений, общество во все времена делало попытки устранить нежелательные для него проявления. Методы и средства воздействия, как правило, зависели от сопиально-экономических отношении общественного сознания, идеологии государства, классов и религии, обычаев и традиций. Периодически появлялись пособия и методики,
которые помогали выявлять, распознавать лиц с отклоняющимся поведением, для своевременного их изолирования или даже уничтожения во спасение остальных, здоровых членов общества.
S «Так, в 1487 г. доминиканцы Г. Инститорис и Я. Шпренгер создали печально знаменитый трактат «Молот веЬьм» (лат. Malleus Maleficarum) — своеобразное пособие no охоте за ведьмами и уничтожению несчастных. А вот рекомендации прогрессивного для своего времени «Саксонского зерцала» (XIII n.): «Bopa надо повесить… Вcex тайных убийц и тех, которые ограбят плyг, или мепьницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайньт под,жигателей, unu тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстньт целях, — их ncex сnедует колесовать… Чmo убьет кого-нибудь, или (незаконно) возьмет под стра,жу, или ограбил, или подо,ж,жет… или изнасипует Ьепушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской
верности, тем следует отрубить голову… Христианина — мужчину или .женщину, — если он еретик, и тoгo, кто имеет деnо с волшебством unu с отраелениями… следует подпергнуть сожжению на костре» [1].
SB XIX в. вышла книги Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876), Ьавшая обобщенный портрет преступника (сплющенный нос, реЬкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, npиpocшиe мочки ушей…), а также портреты различных типов преступников — убийцы, насильника, вора, поджигателя и прочих. Оставалось только
«опознать» их и — принять меры… [1].
Мнения об в эффективности наказания и репрессии сменили мысли о приоритете предупрежления различных проявлений девиантного поведения. Ндея превенции нежелательных для общества явлений стала значительным шагом вперед по сравнению с кониепциями мести, наказания, подавления.
Однако профилактические меры совсем не исключали
наказаний, и зачастую достаточно жестоких, а идеи профилактики оставались слабо реализованными. И что самое главное: с первых шагов человечества и до сегодняшнего дня люди весьма негативно реагируют на тех, кто отличается («не такой, как все», «не такой, как мы»), поэтому в темницу, на виселицу или костер могли угодить не только Джек- потрошитель и Ванька-Каин, но и Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Достоевский… [1].
Девиантное поведение как соииально-психологический феномен берет начало от исторически сложившегося противопоставления «мы» и «они». «Они» — это «чужие», а следовательно, подозрительное и представляющие угрозу (младенец может заллакать, увидев чужого (не «cвoero»).
Ребенок, видя сражение или борьбу на экране телевизора, спрашивает: «Это — наши, они за нас?»). Не наши становятся
«козлами отпуіиения», виновными в разных проблемах. «Козел отпущения» позволяет «все социальные беды, несчастья и просчеты, конфликты и противоречия общества… объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории людей. И мы вновь и вновь, ничему не научившись, ищем и ищем виновных… И чем благополучнее общество, чем вывіе ero способность удовлетворять потребности ero членов, тем меньвіе нужда в «козле отпущения», тем терпимее граждане, тем меныие нежелательных отклонений» [1].
Специалистов разных направлений: философов и юристов, медиков и пeдaroroв, психологов и биологов всегда привлекали проблемы так называемого «социального зла». Каждый с позиций своей науки изучал и оиенивал различные нежелательные явления (отклонения), такие как: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, проституцию, гомосексуализм и иные сексуальные «извращения» и т. п. Но
ДOЛГOe B]ЭeMЯ OTG CTBOBdЛ OБЩИи ПОДХОД, КОТО]ЭЫи ПОЗВОЛИЛ ТЫ
объяснить, казалось бы, различные феномены социальной жизни как проявления некоторых общих ero закономерностей.
В литературе понятие «девиантное поведение» достаточно
неоднозначно и имеет множество разнообразных трактовок.
Выделим существенное черты девиантного поведения
(рис. 1).
Рис. 1
W Девиантное — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от нпвболее важных социальных норм, причиняющее peaпьный ущерб общестпу или самой пичности, а также сопровожЬающееся ее coциaпьнoй дезадаптацией.
W Девиантное, unu отклоняющееся (от лат. deviatio —
‹отклонение»), noneдeниe псегда связано с каким-либо несоответствием чеповеческих nocmynкon, Ьейстпий, видоп деятельности распространенным в общестпе или его группам ценностям, правилам (нормам) и cmepeomиnaм поведения, о.жиданиям, устанопкам [2].
Это может быть не только нару ение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде или гpyппe.
И если вначале приходилось пояснять (или понимать из контекста), в каком смысле употребляется выражение
«девиантное поведение» — как характеристика индивидуального поведенческого акта или же как социальный феномен, то позднее для обозначения последнего стали применять термины
«девиация» («отклонение»), «девиантность» или же
«социальная девиация» («социальное отклонение»).
Социальные девиации, дееиантпость ¿deviance) — это социа.іьное япление, пыра,жающееся е относtітельпо .иассоеых, cotnotпcши чески успіойчипых формах (etiдax) че.іопеческой деятельпосіпи, не cooninemcineyющtix официтіьно установленпьtи и.ги ,же фактtічески с зо.ж:tіешимся е дапном обществе (культуре, группе) нормти и о.›ісиданимн I).
Если рассмотреть устройство мира, то можно заметить, что неадаптивные, то есть нефункциональные системы, формы человеческой жизнедеятельности, в процессе эволюционного отбора ликвидируются, отмирают. Соответственно, более или менее длительное существование каких-либо систем и процессов становится возможным лишь в случае их адаптивности и функциональности, то есть при их выполнении определенных «ролей» в жизни других, более общих систем и процессов. Это приводит к выводу, что негативные формы отклоняющегося поведения (преступность, наркомания, алкоголизм и другие), не говоря уже о ero позитивных формах (наука, творчество), как «вечные» формы девиантного поведения, играют определенные социальные роли и выполняют те или иные явные и/или латентные функции.
Девиантность социально определена, а это значит, что поведение является девиантным, если большинство людей данного общества (социальной группы) считают ero ненормальным. Следовательно, большинство стремится
навязать свои представления о том, какое поведение нормально, меньшинству. В связи с этим широкое разнообразие форм поведения считается девиантным в различных обществах. Но даже внутри одного и того же общества можно увидеть значительные различия в том, что люди считают отклоняющимся поведением [5].
Ëllanpuмep. «Среди So.зьшинсоtвп apa5oe vnompeПлeниe тікоголя cmpo•о запрещено, тогда как курение гашиша счипіается прием звиым. Араб, предпочtітающtи тікоголь гашишу, счшптіся 5ы дееиантом среди ceoиx coootevecineeнникon, а большtіпстео enponeйцen paccмaтpиna зti бьi cumvat ию npоиo npomtieono зожным оПразо.и». [5]
Изменяются социальные определения девиантности не
толіжо от общества к обществу, но и в одном и том же обществе с течением времени.
Ëllanpuмep. «Ec.ги посмотреть фильмьі середины прошлого neкa, то .можно ynидeniь ct ены с курением табака n общественных .uecinax. В настоящее еремя принят закон, запрещающий ynonipe5лenue та5ачных tізделtи n о5щеспіпепных
.иecmax». Дpyгoй пример, кoniopьt показывает оfiрпоtвый процесс перехода депtіанпіного noneдeнtiя е нор.иa.іьпое, — эoto однопольіе ceкcvmi ьньіе отношения /ЗЈ.
Уrpoзa возможностям выживания конкретного общества —
еще один важный момент в определении форм девиантного поведения. В целях выживания общество должно гарантировать своим членам:
Н минимум личной безопасности (нельзя убивать членов нашего общество без веских на то оснований);
Н обеспечение должного сплочения своих членов в случае противостояния или конфликта с другим сообществом;
Я обеспечение устойчивого воспроизводства новых поколений (в этих целях устанавливаются нормы взаимоотношений между мужчинами и женщинами;
Я обеспечение хотя бы минимального согласия по поводу важных верований (в противном случае люди в этом обществе начинают существовать в «разных реальностях», и общество распадается).
Именно поэтому общество и пытается устранять нежелательные для него проявления людей, которые отклоняются от общепринятых в данном обществе норм.
Если посмотреть историю человечества, то можно увидеть немало убедительных примеров того, что беспорядок рано или поздно, но переходит в разрушение, а гарантией существования общества и вообще жизни является стремление к согласованию и упорядочиванию, так как основным условием существования любой системы является ее способность поддерживать равновесие.
Девиантность и девиантное поведение изучаются в рамках биологии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и других наук. Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, которое подразумевает единство процессов сохранения и изменения. Отклонения присущи всем уровням организации материи. Так, в химии и физике отклонения называются флуктуациями, в биологии — мутациями, а в социологии и психологии — девиациями. Отклонения (девиации, флуктуации, мутации) являются механизмом изменчивости, а следовательно, существования и развития каждой системы. Развитие и образование чего-то нового невозможны без девиаций. Отсутствие девиаций системы означает ее несуществование, гибель («а на кладбище все спокойненько»).
Чем выше уровень организации (организованности) системы, тем динамичнее ее существование и тем большее значение приобретают изменения как «средство» сохранения. Неравновесность, неустойчивость становится источником упорядоченности. Так что для биологических и социальных систем характерен переход от гомеостаза (поддержания сохранения, стабилизированного состояния) к гомеорезу (поддержанию изменений, стабилизированному потоку) [1].
Существование и развитие социальных систем неразрывно
связано с человеческой деятельностью и осуществляется через нее, а следовательно, социальные девиации реализуются через человеческую деятельность — девиантное поведение. В этом смысле девиантность есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную форму.
Предмет девиантологии
девиантность как социальный феномен различные виды девиантности
девиантное поведение как индивидуальные поведенческие акты
генезис девиантности и ее отдельных проявлений
механизм индивидуального девиантного поведения
реакция общества на девиантность
(COЦИ£tЛЬHЫЙ КОНТ]ЭОЛЬ)
история девиантологии
Девиантное поведение является формой поведения личности в делом. А «поступок», «поведение» является важным понятием в девиантологии.
Конечно, есть еще и мышление, и эмоиии. Но их также можно рассматривать как поведение. Когда человек представляет свою мечту или строит планы, испытывает разные эмоции: радуется, злится, огорчается — он определенным образом ведет себя по отношению к окружающей действительности. И даже когда человек испытывает стьцl, и он обращается к своей совести, речь также идет о поведении, но только уже по отношению к себе. Таким образом, проблема отклонений — это в первую очередь поведенческая проблема.
Научные представления о человеческом поведении
наиболее активно стали развиваться в начале XX века, когда бихевиористы объявили ero предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция» в ответ на внешнее раздражение.
Далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул
выходит современное представление о поведении. Ero можно определить как «присущее живым с ествам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [4].
Внешняя активность — это внешние прояпления повеЬения (Ьвижения, дЫствия, поступки, пысказывания, вегетативные реакции) [4].
Внутренние проявления — это мотивация, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции f4}.
NMocmynoк — сбпвсоtво внешних прояплений опіношения к ineм предмепіам и япленимн, которые окрv.ж:ают че.іопека,’ его енупіреннее психическое соспіояние, опус.іопленное как енешними, niaк и пнутрепними ncuxo зогическтии ti социа.іьнымtі фактортііи [2].
Именно в поступке проявляется и формируется личность человека. Поэтому в психологии поступок — это сознательное действие, в котором индивид утверждает себя как личность по отношению к самому себе, другому человеку, группе или обществу, к природе в целом.
Поступки подразделяются на:
Н нравственно положительные действия;
Н отрицательные, аморальные действия (представляют собой нарушение правил этики и моральных норм).
В отклоняющемся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде действия, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д. При таком разнообразном проявлении и выражении само поведение человека можно охарактеризовать как более многогранное, разнообразное и разностороннее.
Поведение человека — не только сложный комплекс видов
ero социальных деятельностей, с помощью которых создается образ окружающей ero природы. Это еще и общение, и практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:
информацией о людях и межличностными отношениями;
коммуникацией и саморегуляциеи поступков человека в процессе общения;
> преобразованиями внутреннего мира самой личности.
Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения людей, определении ero причин и условий [3].
Поступки человека — особый вид взаимодеиствия с окружающеи средои.
Схематично поведение человека можно представить так (рис. 2):
Рис. 2
Внутренний план формируется в младшем школьном возрасте. При отсщствии ero формирования (особенно если нет навыка прогнозирования результата), могут появиться различные девиации.
NМоведение — это единство мотиеационно-ценностной и операциональной сторон челопеческой деятельности. Мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете определяются не тем, что человек думает о своих поступках, а общей линией поведения на протяжении длительного времени и в различных условиях [4].
Можно выделить частные признаки поведения (рис. 3).
Рис. 3
Еще одним важным понятием девиантологии является
«мораль». OM*R * — это система npuнцunon и npaeил поведения. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности. Первым авторитетом для ребенка
является семья. На самых ранних этапах развития ребенка родители закладывают свою систему ценностей в воспитание детей. Воспитание нравственности и добрых качеств является родительским долгом. Сюда можно отнести опрятность, уверенность, почтительность к старшим, предупредительность, деликатность, гуманность, достоинство. Но этого может не произойти. Или в процессе воспитания, взросления, деятельность личности может отклоняться от предписанных ей образцов для подражания и идеалов. И тогда поведение человека принимает отклоняющийся вектор.
Девиантология в системе наук является отраслью социологии, из ее специальных (частных) теорий. В свою очередь, социология девиантности является более общей теорией по отношению к наукам, изучающим отдельные проявления девиантности (рис. 4).
Рис. 4
По мере развития девиантологии появляются частные девиантологические науки (дисциплины): военная девиантология, теория социального контроля, подростковая девиантология [3].
Все формы, виды девиантности имеют общий генезис (социальные «причины»), взаимосвязаны между собой, нередко влияют друг на друга. Кроме того, девиантология широко использует достижения психологии, демографии, статистики, применяет математические методы обработки результатов исследовании. Зависимость социальных девиации от экономических процессов обусловливает взаимный интерес
девиантологии и экономики. На многие проявления девиантности существенно влияют особенности той или иной культуры. Культурология оказывается важным «соратником» девиантологии (культура задает «формы» девиантных проявлений, а девиантное поведение служит «средством» изменения культуры»). Неравномерность распространения различных форм девиантности в пространстве заставляет обратиться к географии (известно, например, такое направление в криминологии, как география преступности) [1].
Библиографический список:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других
«отклонений»: монография. CП6.: Алетейя, 2021. 603 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 288 с.
3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. CП6.: Питер, 2010. 353 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.
Учебное пособие. CП6.: Речь, 2008. 445 с.
- Руденко Л.Д. Девиантология: учебное пособие/
Ярославль, Яр ГУ, 2007. — 104 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проспект, Трикста, 2005, 336 с.